главная работы пресса контакт новости
 

Увеличить

Увеличить
Вид инсталляции
в Российском павильоне в Венеции
2001

Увеличить
Выставка "Synopsis II-Theologies"
Национальный музей современного искусства
Афины, 2002-2003

Увеличить
Выставка "Новые приобретения" ГЦСИ
2004

Увеличить
Выставка ABACUS, Wapping Project, 2005

Увеличить
Выставка ABACUS, Wapping Project, 2005

Абак

2001

Инсталляция/объекты / видео / звук

Проект был представлен на 49-й Венецианской биеннале, Российский павильон, Джардини, Венеция, 9.06-4.11.2001; на выставке"Synopsis II-Theologies", Национальный музей современного искусства, Афины, 15.10.2002 - 7.01.2003; From the Venice Biennial 2001, Charlottenborg Udstillingsbygning, Копенгаген, Дания, 21.06-18.08.2002; в рамках фестиваля Moscow Breakthrough на выставке ABACUS в Wapping Project, Лондон, 21.11-30.11.2005; на выставке RUSSIA! в музее Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 28.03-3.09.2006; на Фестивале Северной Норвегии, Харштад, Норвегия, 23.06-30.06.2007

Чужие среди своих

Исторически Россия всегда стояла особняком в окружающем ее мире, а мир относился к ней со смешанным чувством любопытства и страха. На протяжении веков нация, населяющая огромные пространства между Европой и Азией, оставалась загадочной, непонятной и непонятой соседними народами. Россия была неотъемлемой частью и Европы и Азии, и вместе с тем чуждой обеим . Примерно то же происходило и с русской культурой в целом, и с современным искусством России, в частности. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что, с точки зрения международного арт-сообщества, российское современное искусство развивается двумя путями (это относится, прежде всего, к способу функционирования, и даже более к образу жизни, modus vivendi ). Первый - достаточно герметичный и самодостаточный, ориентированный на местные ценности, и поэтому с трудом понимаемый, если вообще опознаваемый остальным миром; был и остается во многом «непереводимым» для иных культур, поскольку основывается на русском (и советском) культурном своеобразии, является насквозь литературным, чтобы не сказать увязшим в литературности. Другой тип можно назвать «западническим», работающим с «импортным» дискурсом, что вполне объясняет его неопознанность и непризнанность в собственном отечестве. И хотя оба типа породили множество прекрасных художников и произведений, они сталкиваются с одной и той же проблемой отчуждения: один - от мирового художественного контекста, другой - от собственной культуры.

Сергей Шутов, автор проекта «Абак», очень нетипичный персонаж современного арт-сообщества. Будучи членом и участником всяческих союзов, академий и прочих художественных сообществ, всегда был «другим». Его работы, будь то графика, живопись, объекты или видео (которым он стал заниматься одним из первых в России), населенные роботами, космонавтами, звездами и ракетами, были в каком-то смысле перпендикулярны общим процессам, происходившим в довольно узком и взаимосвязанном мире московско-петербургского contemporary art. Он не был любимцем публики, не строил карьеру на " модных " темах или скандальности, не искал благосклонности критиков. Своеобразный элиен, Шутов все еще остается не до конца понятой фигурой современной российской арт-сцены .

Представленный в российском павильоне проект «Абак» представляется редким примером нового типа работы отечественного современного искусства. Этот совершенно русский по смыслу проект имеет внятное визуальное решение, не требующее ни перевода, ни пояснительных текстов . Предельно простая, и одновременно многомерная инсталляция - коленопреклоненные фигуры молящихся - апеллирует ко всему множеству мировых культур. Едва ли не каждый зритель услышит знакомые и значимые слова, какова бы ни была его вера или система убеждений. Одинаковые, скрытые балахонами персонажи шутовской инсталляции, с одной стороны, являются неожиданно четкой и графичной иллюстрацией общности человеческих духовных устремлений (обращенных в каждом конкретном случае к своему божеству), с другой стороны - дают столь жесткий образ вавилонского смешения языков, религий и идеологий. Говорящие об одних и тех же универсальных категориях добра, зла, счастья, спасения и справедливости, человеческие верования объединяют людей и народы и одновременно разделяют их на правоверных и неверных, своих и чужих . Шутов посадил рядом мусульманина и иудея, православного и католика, джедая и друида. Этот провокационный жест на самом деле примиряет разобщенных и отчужденных. Но не потому, что художник, подобно политику призывает к мирному сосуществованию. Таким простым способом он ставит каждого человека, как равного среди равных, на его подлинное место - один на один с непостижимым абсолютом.

(Сергей Хрипун)

Пресса:

Никита Алексеев. «Или дано, или нет» (интервью). Газета «Иностранец», №18 от 29.05.01.

Николай Молок. «Тени второй жизни». Газета «Время новостей», №103 от 15.06.01.

Милена Орлова. «Венеция: искусство не тонет». Журнал «Власть» от 19.06.01.

Никита Алексеев. «Венецианское плоскогорье». Газета «Иностранец», №22 от 26.06.01.

Виктор Мизиано. «Роботы, чучела, пастор. Русские на художественной биеннале». «Независимая газета», №160 от 30.08.01.

Юлия Попова. «Сфинкс в натуральную величину». Журнал «Проект Классика», II-MMI, с. 82 (16.12.01)

Велемир Мойст. «Намаз» выдвинули на Госпремию. Газета.Ru, 12.04.02.

Михаил Сидлин. «Изобразительное искусство» // «ЭТОМУ ДАЛА, ЭТОМУ ДАЛА, КОМУ Ж ЕЩЕ ДАТЬ?» ("НГ" комментирует список произведений, выдвинутых на соискание Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства). «Независимая газета», № 74 от 13.04.02.

Валентин Дьяконов. «Молитва робота». Газета «Время новостей», №73 от 24.04.02.

Сергей Хачатуров. «Репетиция музея». Газета «Время новостей», № 151 от 24.08.04.

 

Выставка "Synopsis II-Theologies", Национальный музей современного искусства, Афины, 15.10.2002 - 7.01.2003

(press-release)

The National Museum of Contemporary Art organises an exhibition entitled "Synopsis II - Theologies". The aim of the exhibition, sequel of the previous one, entitled "Synopsis I - Communicatios", is to highlight, in a synoptic way, the essential aspects of modern art by presenting works of the recent greek and world production.

The first "Synopsis" examines the influence of the technology of new media (video, computer and the Internet) the communicative function of electronic art during the production of the work and its reception by the viewer.

The second "Synopsis" deals with the relations between modern art, the celestial - with its wide meaning - and the religious phenomenon - as special biome, doctrine, worship and power. Excluding the limited and formalist interest of some historian, such as Malevich, Kadinsky, Matis and posteriorly Rothko), in religious spirituality and art, it is the first time that artists are attracted by the anthropologic depth, the intercultural width and the transcendental, secret and erotic experience of religions.

This interest is appreciated in the vista of globalization and consists its positive aspect as it involves the richness of religions, common for humanity. It is served by the dominant comparative religious study, it extirpates contrariness and hatred between different religious practices or heresies and concilliates peak technology with profound religious experience. Most importantly, it critisizes, often sharply, the social and political power of religious hierarchies.

The multiplicity of the artistic approaches is reflected in the use of the term "theologies" - the title of the exhibition. The adoptation of a pure religious term of greek-christian origins, used in plural (theologies instead of theology), indicates the numerous and different Logos on God or gods. Which god or gods do these works - indirectly and insinuatively - talk about and which exactly concepts, metaphors and experiences they invest on are two of the questions to be answered.

The exhibition includes 12 works (installations, video-installations, sculptures) of 13 artists, such as Dimitris Alithinos, Marios Spiliopoulos, Ghada Amer, Diane Gromala and Yacov Sharir, Mariko Mori, Shirin Neshat, Egle Rakauskaite, Bill Viola, Maaria Wirkkala, Sergei Shutov, Jalal Toufic and Vadim Zakharov. The work entitled "Saint John of the Cross" (1983) by Bill Viola, that gives the feeling of the Sublime and expresses the secret erotic experience, can be considered as divinatory. The rest of the works, created during the last years or on the spot for the needs of the exhibition, answer to the previous questions through four main ways: the mystic-spiritual (Viola, Mori, Spiliopoulos, Gromala and Sharir), the sociological (Amer, Neshat, Rakauskaite), the inter-cultural (Wirkkala, Shutov, Alithinos) and the critic-philosophical (Zakharov, Toufic).

ABACUS at The Wapping Project

From an interview with Sergei Shutov:

'The "Abacus" installation was specially made for the Russian pavilion at the 2001 Venice biennale. It consists of 40 robotic human figures on their bended knees (the position for prayer in many religions), with a special mechanism installed inside to make them sway. The figures are swathed in neutral black robes. The appearance of these figures is reminiscent of many religious rites, robes, priests and worshippers: from rabbis to Sicilian Catholics, from Russian nuns to Muslim women in their burkas. The mechanical movements of the figures are directed towards a single central point, which is empty in the installation, and accompanied by a soundtrack mixed from the sounds of prayers from different religions in more than 40 different languages. Voices from Poland , Japan , Iraq , Peru , etc. were included thanks to the friends, relatives and acquaintances of the artist. The monitors located at the corners of the installation (or perhaps on three walls) present a sequential slide-show consisting of the texts of prayers from various confessions in various languages (various alphabets).

Since Russia is located in immediate proximity to the traditional societies of the countries of Asia, changes in the politics, ideology and life of these countries are noticeable in Russia much sooner than in the west. For many centuries Russia has been perceived as a kind of buffer between East and West.

An oppressive sense of catastrophe and lack of mutual understanding led me to the metaphor embodied in the "Abacus"; the figures seem to be praying, but on the other hand I see them as isolated, frightened and lonely people, each inside their own cocoon, as if they are abandoned little children hiding under the blanket from the frightening outside world. And I particularly want to convey that feeling.

I find political and religious images extremely unattractive as one of the forms of pressure on the individual. The monstrous professionalism of the politicians and dogmatism of religious leaders have led the world to an even more monstrous crisis than there was in the 20th century - not only a political crisis, but a spiritual one, a crisis in the worldview of every individual human being.'

Presented by Academia Rossica in partnership with The Wapping Project and as part of the London-wide MOSCOW BREAKTHROUGH season.

For more information please contact Academia Rossica


 
© 2004-2006 by Sergey Shutov