главная работы пресса    
 

Валентин Дьяконов. «Молитва робота»

Газета «Время новостей», №73 от 24.04.02.

На соискание Госпремии выдвинута инсталляция Сергея Шутова "Абак"

В нынешнем году разнобой в рядах соискателей Государственной премии в области искусств получился весьма ощутимым. Соревнуются, кажется, не художники, а стилистики: махровый академизм, экспрессионизм, абстракция, и, как вишенка на торте - современное искусство, представленное инсталляцией. Параллельно существует фотография, представленная классиком Борисом Савельевым. Вот она, ситуация постмодернизма, где все дискурсы на равных, и у художников, имитирующих дискурс власти, немного шансов на победу.

Если брать историю искусства как историю стилей, то за 90-е годы среди номинантов Госпремии отвечает знаменитый художник Сергей Шутов. Можно назвать еще Ивана Лубенникова, который тоже представляет вполне себе современный и симпатичный вариант нового фигуративного искусства, но Шутов все-таки по большей части находился в эпицентре событий и может считаться символом бурной художественной жизни того времени. Он активно вписывал себя в контексты, которые с самой перестройки считались, что называется, на острие атаки. Творческий путь Шутова напоминает других модников 90-х - Тимура Новикова, Сергея Бугаева (Африку), видевших свою задачу в том, чтобы передвинуть границы России поближе к Западу. Шутов стал частью легенды, которой является для многих фильм "Асса", поработав в нем художником. Практически одновременно работы Шутова участвуют в другом, не менее легендарном событии - московском аукционе "Сотбис". В то время было принято устанавливать культурные контакты с западными авангардистами. Шутов осуществил, возможно,наиболее плодотворный контакт. Во время визита в Россию знаменитого мэтра электронной музыки Брайана Ино Шутов дарит ему картину. В ответ Ино не больше и не меньше как записывает целый диск, под названием "Shutov Assembly", отнюдь не худшее свое произведение. С появлением рейв-культуры и ее глашатая - клуба "Птюч", Шутов уделяет немало времени этому молодежному движению, работая в "Птюче" ви-джеем. Постепенно за ним закрепляется репутация художника, эффективнее других работающего со взаимодействием современного искусства и новейших технологий. Содержание его работ при этом принципиально не меняется. Творчество Шутова - это работа с кичевыми мотивами - инфантильной красотой плюшевых мишек, цветочков, грибков, известной нам по детским книжкам, которые художник помещает в атмосферу, схожую с фильмами Дэвида Линча. Сон, морок, или, выражаясь наукообразнее, психоделия, - вот что интересует Шутова.

Но на Госпремии Шутов выступает с работой, для него не очень характерной. Это инсталляция "Абак", которая в прошлом году была очень тепло встречена на Венецианском биеннале. И хотя сравнивать воздействие картин и инсталляций не очень этично, "Абак", по сравнению с работами других номинантов, действует сильнее. Выглядит инсталляция следующим образом. Несколько фигур в человеческий рост, изображающих молящихся в мечети мусульман, со скрипом раскачиваются взад-вперед. Все это сопровождается записью молитв разных конфессий, среди которых громче всего звучит протяжный голос муэдзина. "Абак", по-видимому, первая работа Шутова, в которой он делает прямой, без прикрас, комментарий событиям, происходящим в современном мире.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov