главная работы пресса;    
 

Михаил Сидлин. «Орден после попойки. Русские на берлинском Арт-Форуме. И около него»

«Независимая газета», №186 от 5.10.01.

…На Арт-Форуме в этом году - две русских галереи. А в прошлом году было пять. Елена Селина, чья XL-галерея была в том году, делает ремонт, перед тем как открыть новое выставочное пространство, Владимир Овчаренко ("Риджина") предпочел ярмарку в Кельне - как правило, более коммерческую, а галерея Врублевской просто растворилась в неизвестности. Осталось только двое: "Айдан" из Москвы и "Арка" из Владивостока. Вот реальный показатель русского участия в европейском арт-рынке нового столетия: две отечественные галереи на 170 участников из 27 других стран. И ни одного нового галериста из России.

Матрешки - экспортный вариант русской культуры. На стенде венской галереи "Меццанин" выставлены фотографии Анны Ермолаевой: знакомые куклы в новых ракурсах. Но Ермолаева - скорее австрийская художница, чем русская. Она работает для западного зрителя. Матрешки всегда в цене. И чем ближе русский художник к "матрешечности", тем больше у него шансов быть принятым за "русского художника". На стенде "Айдан" - Сергей Шутов. Его серия "Нимбы" - ряд из черно-белых работ: в них использован один из принципов иконы, а классическая православная символика перемешана с современной. Шутов интерпретирует заново образ Спаса Нерукотворного и т.д. Так он продолжает свою работу с религией - на Венецианской биеннале в этом году его инсталляция была составлена из молящихся "фигур", покрытых черным покрывалом (они то поднимались, то опускались), телевизоров (на экранах - разноязыкие молитвы) и динамиков (из них разносились слова молитв). Так русская "тяга к духовности" появляется вновь. Жив, жив заказ на "матрешечность".

Больше всего московских художников - на стенде галереи "Кринцингер" (Вена). Игорь Мухин с московскими фотографиями. Валерий Кошляков с небольшими работами, сделанными при помощи цветного скотча. Дмитрий Гутов - с фотографией, посвященной Курбе. И никакой "матрешечности". Основные конкуренты российских галеристов - западные, которые начинают работать с нашими художниками так же, как с их европейскими коллегами. Без скидок на экзотику.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov