Большой проект. Workshop
Большой проект. Upshot
2005
живопись, хэппенинг
Реализация проекта: 30.07-25.08.2005, галерея Лизы Плавинской на АРТстрелке, Москва
Презентация проекта: 25.09.2005, галерея Suzy Wong, центр дизайна ArtPlay, Москва
После опыта пейзажа (серия «Зимний пейзаж», 1997-1999) и портрета (более 90 портретов в рамках проекта «Ковер-гортензия», 2003-2004) Сергей Шутов продолжает свое исследование традиционных живописных жанров, замахнувшись на монументальную жанровую сцену. На этот раз художник вдохновлен фресками Диего Риверы, хэппенингами Ива Кляйна и «социальной скульптурой» Йозефа Бойса.
«Большой проект» Сергея Шутова – это в разное время перформанс продолжительностью в один месяц и масштабное живописное полотно.
Для художника, который постоянно работает с самыми разными художественными средствами, жанр перформанса долгое время был своего рода terra incognita . (Исключением, пожалуй, является постановка балета «Три неразлучника» Даниила Хармса – совместный проект с Тимуром Новиковым, Сергеем Бугаевым, Олегом Коломейчуком и Жанной Агузаровой). Тем примечательнее новый опыт долгоиграющего перформанса в жанре «открытая мастерская» – публичный живописный процесс, развернутый в галерее Лизы Плавинской, участие в котором так или иначе приняли около 100 человек: от пенсионеров до тинейджеров, женщины, мужчины, юноши и девушки.
В проекте на Арт-Стрелке художник попытался возродить атмосферу знаменитого сквота в Фурманном переулке, неотъемлемой частью которого была просторная мастерская Шутова. Именно тогда сложились условия для создания огромных, «диких» полотен, которые потом назовут живописью новой волны. В то время любители искусства слонялись от мастерской к мастерской, и обсуждение работ происходило в контексте самой работы. И теперь в создании огромной живописной композиции были задействованы случайные посетители; сотрудники галереи, дети, друзья и коллеги художника ускоряли процесс создания произведения.
Второй, завершающий этап этого «большого проекта» был определен задолго до первого, а именно – весной 2005 года, когда художники группы «Чемпионы мира» Евгений Митта, Андрей Яхнин и Гия Абрамишвили, старые друзья, коллеги и соседи Сергея Шутова по тому же Фурманному, предложили устроить выставку в галерее Suzy Wong . В связи с тем, что ни одна из московских галерей не может похвастаться стеной столь большого размера, Сергей Шутов решил создать монументальное полотно специально для этого места, тем самым продолжив традицию русских футуристов по оформлению кафе и клубов («Кафе поэтов» и «Питтореск», в оформлении которых принимали участие братья Бурлюки, Маяковский, Родченко, Татлин и др.). А в качестве мастерской для создания столь масштабного полотна с любезного согласия хозяйки было использовано пространство галереи Лизы Плавинской на Арт-Стрелке. Таким образом, ситуация «схлопнулась» и стала внятной в контексте истории, тенденций актуального искусства и особенностей быта художника (номинант на Государственную премию, как известно, до сих пор не заслужил творческой лаборатории и трудится без мастерской – где придется).
Энциклопедические познания автора, давно замеченного в большом интересе к культуре Востока, позволили распространить информацию о курице Гуанбао в контексте артистической деятельности Сюзи Вонг в кругах поклонников современного искусства. (Дочь нидерландского дипломата и китайской балерины, актриса, поэтесса, антрепренер, прославившаяся своими скандальными ролями в боевиках «Без рук» (1936) и «Отвергнутая» (1967), Сюзи Вонг Ли (1895 – 1968) заработала многомиллионное состояние и получила Золотую медаль Королевского Гастрономического Общества за свой рецепт приготовления курицы Гунбао).
И вот, наконец, в галерее Suzy Wong мы можем наблюдать результат напряженного труда артиста и поклонников его таланта, материализовавшийся в полотне «Русская тоска Сюзи Вонг» размера 3 на 8 м.
Пресса:
Фаина Балаховская. «Сергей Шутов...». Журнал «TimeOut Москва», №30 от 1-7.08.05.
Игорь Чувилин. «Легкий запах карамели. Новые выставки на АРТСтрелке». Газета «Газета», от 1.08.05.
Ирина Кулик. «Художественная дача с видом на Кремль». Газета «КоммерсантЪ», №142 от 3.08.05.