From Elevation series,
2007, mixed media, canvas
From Elevation series,
2007, mixed media, canvas
From Elevation series,
2007, mixed media, canvas
Ionizing radiation,
2006, mixed media on paper
Bor's Atom, 2006, mixed media, canvas
|
Elevation
2007
Exhibition at Krokin Gallery, Moscow, 27.04-27.05.2007
Sorry, this text is now available in Russian only
Значение вынесенного в заглавие выставки балетного термина – «элевация», «природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролётом) и фиксацией в воздухе той или иной позы» сродни слову «восхищение» - по Далю, одно из значений слова «восхищать» - «увлекать в высоту». И вправду, в новой серии Сергея Шутова в высоту устремлено, как кажется, все – воспарившие куда-то за грань холста персонажи и вздымающиеся к небесам атомные грибы. А сама психоделически-радужная, исполненная кислотного оптимизма эстетика художника, даже эти самые грибы уподобляющая каким-то невиданным праздничным фейерверкам, как нельзя лучше передает состояние безграничного восхищения, или, иначе говоря, улета.
Впрочем, объект восхищения художника ностальгически - старомоден. Глядя на эти рисунки и картины, то прославляющие мирный атом, то ужасающиеся тому, что может учинить атом немирный, понимаешь, что сегодня нет ничего более архаичного, нежели вера в научно-технический прогресс и страх перед его последствиями. Нет, наука отнюдь не остановилась в тех 60х-70х годах, к которым отсылает стилистика произведений. Но для нашего современника, привыкшего измерять достижения прогресса степенью навороченности своего ноутбука или мобильника, она окончательно утратила таинственное и грозное метафизическое очарование и, собственно, способность восхищать. Чтобы вспомнить эту былую восхитительность наук, патриарх отечественного искусства новых медиа Сергей Шутов обращается к вполне традиционным техникам и форматам – живописи и графике. «Элевацию» можно воспринимать как ироническую попытку реконструкции некоего гипотетического, так и не осуществившегося в реальности «большого советского стиля», напоминающего как помпезные и монументальные мозаики какого-нибудь Дворца пионеров, так и работы полуопальных отечественных модернистов –шестидесятников сюрреалистического толка, одни из которых находили свою нишу в иллюстрировании фантастики и научно-популярной литературы, а другие – в оформлении российских павильонов для международных выставок. Пресловутый советский научно-технический прогресс мог бы примирить власти с современным искусством. Кондовый соцреализм, в общем, плохо подходил для того, чтобы выразить восхищение покорением космоса или мирным атомом. Но, видимо, прогресс зашел недостаточно далеко – и модернизм так и остался опальным. Сергей Шутов иронически восстанавливает справедливость: если Илья Кабаков представил историю своего «Человека, улетевшего в космос» в виде опустевшей коммуналки с дырой в потолке, то Шутов все же успел запечатлеть оторвавшиеся от земли пятки своего восхищенного героя.
|