RUSSIAN POP ART
2005
Painting
The project was exhibited at the State Tretyakov Gallery, Moscow, 14.09-13.11.2005
Sorry, this text is now available in Russian only
Выставка «Русский поп-арт» – масштабный и уникальный в музейной практике проект. Впервые произведения отечественных художников демонстрируются в контексте одного из важнейших направлений современного мирового искусства. Экспозиция представляет около 300 работ 70 российских мастеров разных поколений.
Выставка впервые предоставляет возможность осмыслить специфику существования поп-арта в отечественном искусстве. Уникальность российской ситуации в том, что культура массового потребления, спровоцировавшая появление этого художественного направления на западе, пришла в Россию совсем недавно. Задача выставки – проследить, в каких формах и с помощью каких художественных стратегий поп-арт рождался, жил и изменялся в русском искусстве второй половины ХХ века, и как он существует в сегодня.
Экспозиция охватывает более чем 30-летний период присутствия поп-арта на отечественной художественной сцене. Хрестоматийные, хорошо известные работы демонстрируются в широком контексте малоизвестных публике и вовсе не выставлявшихся произведений. Кроме того, для выставки осуществлен ряд принципиально важных для истории направления проектов, в свое время не воплощенных в силу внешних обстоятельств. Разделы выставки и художники-участники:
ПРЕДВЕРИЕ ПОП-АРТА В РОССИИ: Михаил Рогинский,
Борис Турецкий
Ассамбляжная живопись:
Сергей Бордачев, Борис Борух, Андрей Гросицкий, Игорь Смертин, Александр Жданов, Евгений Рухин, Владимир Немухин, Анатолий Брусиловский
Лаборатория объекта:
Илья Кабаков, Владимир Янкилевский, Юрий Васильев-МОН, Сергей Волохов
МОСКОВСКИЙ ПОП-АРТ
Живописно-скульптурный объект: Иван Чуйков, Ростислав Лебедев, Игорь Шелковский, Сергей Шаблавин, Александр Юликов, Симона Сохранская, Витас Стасюнас, Игорь Макаревич
Конкретное искусство: Леонид Соков, Александр Косолапов, Михаил Чернышов, Наталья Абалакова – Анатолий Жигалов, Игорь Бурый
НЕО-ПОП-АРТ
Цитаты и посвящения:
Михаил Рошаль, Юрий Альберт, Борис Орлов, Авдей Тер-Оганьян
Образы масс-медиа: Александр Шабуров – Вячеслав Мизин, Сергей Шутов, Василий Цаголов, Владимир Дубоссарский – Александр Виноградов, Георгий Пузенков, Станислав Шурипа, Наталья Стручкова, Константин Латышев
Бренд художника:
Владислав Мамышев (Монро), Сергей Мироненко, Андрей Ройтер, Яков Каждан, Николай Олейников, Алексей Каллима, Людмила Горлова
Чувственный ширпотреб:
Лариса Резун-Звездочетова, Ростан Тавасиев, Ольга Чернышева, Елена Берг, Людмила Константинова, Татьяна Антошина, Юрий Шабельников, Юрий Хоровский, Павел Аксенов, Диана Мачулина
Памятники любви и страсти:
Сергей Шеховцов, Олег Кулик, Наталья Турнова, Александра Галкина, Максим Каракулов, Петр Быстров, Викентий Нилин, Анатолий Осмоловский, Андрей Бартенев, Ирина Корина
Победа – это поражение Энди Уорхола
Энди Уорхол существовал всегда. Его имя ментальной контрабандой просачивалось сквозь все пограничные рубежи, выставленные с обеих сторон «железного занавеса». Странное ощущение сопричастности великого художника революционным изменениям 1960-х всегда посещало меня, наблюдающего телевизионные передачи об антивоенном движении или критические сюжеты в жанре «их нравы». Изображение «пацифика» всегда вызывало у меня в памяти образы двух очкариков: Джона Леннона и Энди Уорхола. Были ли они знакомы? Бог весть. Но если очкарик Джон Леннон с его эмоциональностью был скорее бойцом спецназа, то невозмутимый Энди Уорхол всегда производил впечатление агента 007.
Он был причастен к рождению многих героев: и Velvet Underground , и Нико, и Жана-Мишеля Баскиа, и самой «Фабрики» этих звезд. Кино и телевидение, живопись и конверты для пластинок, и – можно ли назвать это перформансом? – выстрел Валери Соланс. При этом не приходится говорить о кризисе перепроизводства – художник был любопытен и разносторонне одарен. Как всякий великий художник он был двусмысленен и противоречив. Его ирония оборачивалась клоунадой, а попытки развлечь публику – драмой.
Его победа над вещью потрясала. Мир потребления был счастлив услышать слова поощрения из, казалось бы, противоположного стана – мира духовности, мира возвышенной утопии. Простодушные покупатели и сами были подкуплены соблазном бессмертия. Так Энди Уорхол приобрел странное место гуру, певца вещей и кумиров.
Технология шелкографии, идеальная форма художественного выражения поп-арта, между тем, коммодифицировала уникальное произведение, объект вожделения гурманов, в продукт категории фаст-фуд, вроде банки супа Campbell , которую можно найти в любой продуктовой лавке. Колесо дурной бесконечности замкнулось. Великий трикстер современной западной культуры попался в собственную западню, ибо попытки запутать правила при игре в большие деньги, гениальность и славу оказались благополучно переварены культурой потребления.
Великий, великий, великий Энди – король Лир ХХ века!
(Сергей Шутов) |