main page works    
 

RUSSIAN POP ART

2005

Painting

The project was exhibited at the State Tretyakov Gallery, Moscow, 14.09-13.11.2005

Sorry, this text is now available in Russian only

Выставка «Русский поп-арт» – масштабный и уникальный в музейной практике проект. Впервые произведения отечественных художников демонстрируются в контексте одного из важнейших направлений современного мирового искусства. Экспозиция представляет около 300 работ 70 российских мастеров разных поколений.
Выставка впервые предоставляет возможность осмыслить специфику существования поп-арта в отечественном искусстве. Уникальность российской ситуации в том, что культура массового потребления, спровоцировавшая появление этого художественного направления на западе, пришла в Россию совсем недавно. Задача выставки – проследить, в каких формах и с помощью каких художественных стратегий поп-арт рождался, жил и изменялся в русском искусстве второй половины ХХ века, и как он существует в сегодня.
Экспозиция охватывает более чем 30-летний период присутствия поп-арта на отечественной художественной сцене. Хрестоматийные, хорошо известные работы демонстрируются в широком контексте малоизвестных публике и вовсе не выставлявшихся произведений. Кроме того, для выставки осуществлен ряд принципиально важных для истории направления проектов, в свое время не воплощенных в силу внешних обстоятельств.

Разделы выставки и художники-участники:

ПРЕДВЕРИЕ ПОП-АРТА В РОССИИ: Михаил Рогинский, Борис Турецкий
Ассамбляжная живопись: Сергей Бордачев, Борис Борух, Андрей Гросицкий, Игорь Смертин, Александр Жданов, Евгений Рухин, Владимир Немухин, Анатолий Брусиловский
Лаборатория объекта: Илья Кабаков, Владимир Янкилевский, Юрий Васильев-МОН, Сергей Волохов

МОСКОВСКИЙ ПОП-АРТ
Живописно-скульптурный объект: Иван Чуйков, Ростислав Лебедев, Игорь Шелковский, Сергей Шаблавин, Александр Юликов, Симона Сохранская, Витас Стасюнас, Игорь Макаревич
Конкретное искусство: Леонид Соков, Александр Косолапов, Михаил Чернышов, Наталья Абалакова – Анатолий Жигалов, Игорь Бурый

НЕО-ПОП-АРТ
Цитаты и посвящения: Михаил Рошаль, Юрий Альберт, Борис Орлов, Авдей Тер-Оганьян
Образы масс-медиа: Александр Шабуров – Вячеслав Мизин, Сергей Шутов, Василий Цаголов, Владимир Дубоссарский – Александр Виноградов, Георгий Пузенков, Станислав Шурипа, Наталья Стручкова, Константин Латышев
Бренд художника: Владислав Мамышев (Монро), Сергей Мироненко, Андрей Ройтер, Яков Каждан, Николай Олейников, Алексей Каллима, Людмила Горлова
Чувственный ширпотреб: Лариса Резун-Звездочетова, Ростан Тавасиев, Ольга Чернышева, Елена Берг, Людмила Константинова, Татьяна Антошина, Юрий Шабельников, Юрий Хоровский, Павел Аксенов, Диана Мачулина
Памятники любви и страсти: Сергей Шеховцов, Олег Кулик, Наталья Турнова, Александра Галкина, Максим Каракулов, Петр Быстров, Викентий Нилин, Анатолий Осмоловский, Андрей Бартенев, Ирина Корина

 

Победа – это поражение Энди Уорхола

Энди Уорхол существовал всегда. Его имя ментальной контрабандой просачивалось сквозь все пограничные рубежи, выставленные с обеих сторон «железного занавеса». Странное ощущение сопричастности великого художника революционным изменениям 1960-х всегда посещало меня, наблюдающего телевизионные передачи об антивоенном движении или критические сюжеты в жанре «их нравы». Изображение «пацифика» всегда вызывало у меня в памяти образы двух очкариков: Джона Леннона и Энди Уорхола. Были ли они знакомы? Бог весть. Но если очкарик Джон Леннон с его эмоциональностью был скорее бойцом спецназа, то невозмутимый Энди Уорхол всегда производил впечатление агента 007.

Он был причастен к рождению многих героев: и Velvet Underground , и Нико, и Жана-Мишеля Баскиа, и самой «Фабрики» этих звезд. Кино и телевидение, живопись и конверты для пластинок, и – можно ли назвать это перформансом? – выстрел Валери Соланс. При этом не приходится говорить о кризисе перепроизводства – художник был любопытен и разносторонне одарен. Как всякий великий художник он был двусмысленен и противоречив. Его ирония оборачивалась клоунадой, а попытки развлечь публику – драмой.

Его победа над вещью потрясала. Мир потребления был счастлив услышать слова поощрения из, казалось бы, противоположного стана – мира духовности, мира возвышенной утопии. Простодушные покупатели и сами были подкуплены соблазном бессмертия. Так Энди Уорхол приобрел странное место гуру, певца вещей и кумиров.

Технология шелкографии, идеальная форма художественного выражения поп-арта, между тем, коммодифицировала уникальное произведение, объект вожделения гурманов, в продукт категории фаст-фуд, вроде банки супа Campbell , которую можно найти в любой продуктовой лавке. Колесо дурной бесконечности замкнулось. Великий трикстер современной западной культуры попался в собственную западню, ибо попытки запутать правила при игре в большие деньги, гениальность и славу оказались благополучно переварены культурой потребления.

Великий, великий, великий Энди – король Лир ХХ века!

(Сергей Шутов)

Enlarge
John Lennon, 2005
200х150, canvas, mixed media
  Enlarge
Andy Warhol, 2005
200х150, canvas, mixed media
     
Увеличить
Timothy Leary, 2005
200х150, canvas, mixed media
  Увеличить
Yuri Gagarin, 2005
200х150, canvas, mixed media
     

View of exposition
  Enlarge
View of exposition
     
© 2004-2005 by Sergey Shutov