главная работы пресса контакт новости
 

Увеличить
Кадр из видео

Увеличить
Вид инсталляции

Увеличить
Кадр из видео

Увеличить
Монтаж инсталляции

Увеличить
Монтаж инсталляции

Волшебный колодец
(Внешняя Европа)

2004

Инсталляция/объект/видео

Проект был представлен на выставке ORIENT INN, Палаццо Пезаро Папафава, Венеция, 7.09-22.09.2004

описание

Мультимедийная инсталляция Сергея Шутова "Волшебный колодец (Внешняя Европа)" использует элементы природы, такие как вода и свет, чтобы сконструировать мистическое пространство, которое может служить аллегорией России, Европы или индивидуального внутреннего мира. Это пространство с темными стенами, иногда оживляемое лучами солнца, и едва видными мерцающими отражениями воды на потолке. Привлеченный свечением изнутри старинного колодца, зритель заглядывает вглубь и обнаруживает утопленный в воде телевизор, издающий неразличимые булькающие шумы. Контрастом к привычному телеряду (помещенному в непривычный контекст) является абстрактное видео с медитативным звуком, изображающее то ли движение небесных тел, то ли преломление света в оптической линзе.

контекст

Колодец у Нострадамуса - символ бесконечности, тайны, оздоровления, предсказаний.

В Торе сказано, что Моше сидел у колодца, когда встретил семь дочерей Итро. Это означает, что он находился в тот момент в пророческом состоянии (как Яаков, когда — тоже у колодца — встретил Рахель; колодец — символ глубины и ясности). И увидел, что в космическом смысле Ципора — и есть его жена, что соединение с ней — путь исправления великой трагедии в истории Каина и Эвеля. Ибо она, Ципора — от сестры Эвеля.

Медик Чэнь Шигун [его имя, Шигун, означает "Практическая работа", или "Работа в Полноте"], живший при династии Мин (1368-1644), в своей книге "Истинное учение о внешних дисциплинах" ["внешняя дисциплина" в медицине - хирургия] писал: "У каждого мужа, идущего тем же путем от деревенского колодца [деревенский колодец - символ родины, родной деревни, единства людей], в сердце не должны возникать непочтение и пренебрежение, заносчивость и надменность; крайне важны скромность и почтительность, уважительность и внимательность". Центральная сать усадьбы или дворца - "небесный колодец", символ Небесной Пустоты (дворцовые комплексы Китая, символы Фэн-шуй).

В Христианстве: Колодец или фонтан — символ крещения, символ жизни и возрождения. Брызжущий фонтан символизирует воды вечной жизни. Закрытый колодец или фонтан — символ непорочности Марии. Колодец. Место встречи в библейских сюжетах. РЕБЕККА поит верблюдов у колодца, тем временем Елиезер предлагает ей драгоценности. ИАКОВ (3) встречает Рахиль у колодца, куда она пришла напоить овец Давана. Ров, в который братья бросили ИОСИФА (1), может изображаться в виде колодца; неподалеку находятся измаильтяне и их верблюды. МОИСЕЙ (4) у колодца поит овец дочерей Иофора или прогоняет явившихся пастухов. Христос у колодца встречает САМАРИТЯНКУ.

КОЛОДЕЦ часто является в рамках картины мира шахтой для входа в подземный мир (сказка о госпоже Метелице) или в "воды глубин", где прячутся таинственные силы. Горожанин нашего времени едва ли может представить себе значимость чистого колодца для деревенской общины в прежние времена. В исламе колодец, выкладываемый в виде квадрата камнем (кирпичом), является символом рая. На раннехристианских изображениях показан колодец-источник сада-рая, из которого вытекают четыре реки. Здесь обнаруживается животворный элемент води, и она вводится в символическую связь с крещением и сукровицей, вытекающей из раны в боку распятого на кресте Спасителя. Часто появлялось изображение новозаветной сцены у колодца "Иисус в беседе с самаритянкой". Вера в целебную силу вытекающей из земли воды коренится в античных и даже доисторических культах источники. Христианство охотно подхватило такие традиции, и возникли места паломничества вокруг связанных с легендами о чудесах источников воды. Их ассоциировали с Девой Марией и часто прежде всего с излечиванием болезней глаз (в смысле родства идей: водное зеркало и глаз как зеркало души). На уровне нецерковном, свегском в легендах сообщалось о "колодце омоложения" (источнике молодости), который якобы помогал старым людям помолодеть (также у индейских племен на юго-востоке нынешних США: бимини).

У юкатанских майя колодезные шахты в карстовой породе были священными местами, которым приносили жертвы. В сказках и снах. согласно глубинной психологии, колодцы появляются часто как места проникновения в неизвестные миры бессознательного, скрытого и недоступного для будничной жизни, в связи с символическими представлениями об очищающей бане (см. Омовение), питье из источников жизни и утолении жажды высшею познания. Противоположную картину представляет "колодец (кладязь) бездны" в Откровении Иоанна Богослова (9:2). из которого выбивается огонь и сера и в котором заперт на "тысячу лег" побежденный дьявол. В древнекитайской литературе устанавливается связь "колодца" с эротикой и "праздником небесной любовной пары" на седьмой день седьмого лунного месяца.

 

 

© 2004-2006 by Sergey Shutov