Волшебный колодец
(Внешняя Европа)
2004
Инсталляция/объект/видео
Проект был представлен на выставке ORIENT INN, Палаццо Пезаро Папафава, Венеция, 7.09-22.09.2004
описание
Мультимедийная инсталляция Сергея Шутова "Волшебный колодец (Внешняя Европа)" использует элементы природы, такие как вода и свет, чтобы сконструировать мистическое пространство, которое может служить аллегорией России, Европы или индивидуального внутреннего мира. Это пространство с темными стенами, иногда оживляемое лучами солнца, и едва видными мерцающими отражениями воды на потолке. Привлеченный свечением изнутри старинного колодца, зритель заглядывает вглубь и обнаруживает утопленный в воде телевизор, издающий неразличимые булькающие шумы. Контрастом к привычному телеряду (помещенному в непривычный контекст) является абстрактное видео с медитативным звуком, изображающее то ли движение небесных тел, то ли преломление света в оптической линзе.
контекст
Колодец у Нострадамуса - символ бесконечности, тайны, оздоровления, предсказаний.
В Торе сказано, что Моше сидел у колодца, когда встретил семь дочерей Итро.
Это означает, что он находился в тот момент в пророческом состоянии
(как Яаков, когда — тоже у колодца — встретил Рахель; колодец — символ глубины и ясности).
И увидел, что в космическом смысле Ципора — и есть его жена, что соединение
с ней — путь исправления великой трагедии в истории Каина и Эвеля.
Ибо она, Ципора — от сестры Эвеля.
Медик Чэнь Шигун [его имя, Шигун, означает "Практическая работа", или
"Работа в Полноте"], живший при династии Мин (1368-1644), в своей книге
"Истинное учение о внешних дисциплинах" ["внешняя дисциплина" в
медицине - хирургия] писал: "У каждого мужа, идущего тем же путем от
деревенского колодца [деревенский колодец - символ родины, родной
деревни, единства людей], в сердце не должны возникать непочтение и
пренебрежение, заносчивость и надменность; крайне важны скромность и
почтительность, уважительность и внимательность".
Центральная сать усадьбы или дворца - "небесный колодец", символ Небесной Пустоты
(дворцовые комплексы Китая, символы Фэн-шуй).
В Христианстве: Колодец или фонтан — символ крещения, символ жизни и возрождения.
Брызжущий фонтан символизирует воды вечной жизни.
Закрытый колодец или фонтан — символ непорочности Марии.
Колодец. Место встречи в библейских сюжетах.
РЕБЕККА поит верблюдов у колодца, тем временем Елиезер предлагает ей драгоценности.
ИАКОВ (3) встречает Рахиль у колодца, куда она пришла напоить овец Давана. Ров, в который братья бросили ИОСИФА (1), может изображаться в виде колодца; неподалеку находятся измаильтяне и их верблюды. МОИСЕЙ (4) у колодца поит овец дочерей Иофора или прогоняет явившихся пастухов. Христос у колодца встречает САМАРИТЯНКУ.
КОЛОДЕЦ часто является в рамках картины мира шахтой для входа в подземный мир (сказка о госпоже Метелице) или в "воды глубин", где прячутся таинственные силы. Горожанин нашего времени едва ли может представить себе значимость чистого колодца для деревенской общины в прежние времена. В исламе колодец, выкладываемый в виде квадрата камнем (кирпичом), является символом рая. На раннехристианских изображениях показан колодец-источник сада-рая, из которого вытекают четыре реки. Здесь обнаруживается животворный элемент води, и она вводится в символическую связь с крещением и сукровицей, вытекающей из раны в боку распятого на кресте Спасителя. Часто появлялось изображение новозаветной сцены у колодца "Иисус в беседе с самаритянкой". Вера в целебную силу вытекающей из земли воды коренится в античных и даже доисторических культах источники. Христианство охотно подхватило такие традиции, и возникли места паломничества вокруг связанных с легендами о чудесах источников воды. Их ассоциировали с Девой Марией и часто прежде всего с излечиванием болезней глаз (в смысле родства идей: водное зеркало и глаз как зеркало души). На уровне нецерковном, свегском в легендах сообщалось о "колодце омоложения" (источнике молодости), который якобы помогал старым людям помолодеть (также у индейских племен на юго-востоке нынешних США: бимини).
У юкатанских майя колодезные шахты в карстовой породе были священными местами, которым приносили жертвы. В сказках и снах. согласно глубинной психологии, колодцы появляются часто как места проникновения в неизвестные миры бессознательного, скрытого и недоступного для будничной жизни, в связи с символическими представлениями об очищающей бане (см. Омовение), питье из источников жизни и утолении жажды высшею познания. Противоположную картину представляет "колодец (кладязь) бездны" в Откровении Иоанна Богослова (9:2). из которого выбивается огонь и сера и в котором заперт на "тысячу лег" побежденный дьявол. В древнекитайской литературе устанавливается связь "колодца" с эротикой и "праздником небесной любовной пары" на седьмой день седьмого лунного месяца.