Как я провел лето
2006
Выставка в галерее КИНО, Москва, 27.09-6.10.2006
ОКНО В ПРИРОДУ
Проект Сергея Шутова включает в себя серию живописных работ 2006 г., серию фотографий разных лет и серию цианотипий. Все вместе они образуют своего рода отчетную выставку. Художник с удовольствием играет в этот знакомый каждому школьнику жанр, представляя группу работ, объединенных темой отдыха на лоне родной природы. При этом в рамках каждого из представленных изобразительных средств он решает свою, внутреннюю художественную задачу.
Так, например, живописная серия является закономерным продолжением экспериментов Сергея Шутова. После экстатического разгула изобразительных средств в традиции «новой волны» в творчестве 1980-х и почти полного отказа от живописи ради экспериментов с видео в 1990-х, в новом десятилетии Сергей Шутов возвращается к живописи, чтобы посвятить себя исследованию традиционных жанров: портрета (в показанной в ГТГ в 2003 г. серии «Ковер-гортензия»), батальной живописи (серия «Самолеты»). Впрочем, пейзаж всегда присутствовал в живописи Шутова; достаточно вспомнить его «цветочную» серию 1986-89 гг., где цветочные головки, сделанные из пушистых кукольных шевелюр (скальпов?) буквально выглядывали из картины, или инсталляцию «Русский интерактивный пейзаж» (2000) с установленными на детском настольном хоккее заснеженными елками. Новые работы демонстрируют новый и, безусловно, летний ракурс наблюдения родной природы. Ажурные кроны деревьев с просвечивающим сквозь листья небом ложатся на холст причудливыми арабесками. Картины отличает сдержанный, насыщенный колорит, цвет локален, контуры форм обобщены и лапидарны, изображение нарочито плоскостно – в общем, кажется, ничто здесь не напоминает о русской пейзажной традиции. Скорее мы распознаем в руке художника поклонника Уорхола и Хоккусая.
Показанные рядом фотоработы, наоборот, как будто приглашают зрителя в мир русской волшебной сказки с дремучими лесами, березовыми рощами, ветхими избушками, грибами-ягодами и белоснежными козочками. Фотография для Сергея Шутова – своего рода «запретный плод». В последний раз он экспонировал свои фотоработы едва ли не 10 лет назад. Тем замечательнее эти новые снимки, полученные в ходе летних прогулок с широкоугольным фотоаппаратом по абрамцевским лесам и полям. Неужели и вправду в каждом художнике просыпается что-то «васнецовской», когда он оказывается в этих местах?
Наконец, третий ряд работ выполнен в экзотической (для современного искусства, но не для истории фотографии) технике – цианотипии, действие которой напоминает действие ультрафиолета на кожу. Для этой серии работ Шутов намеренно выбирает «ленивую», минималистскую эстетику – экспонируя на солнце листики, фрукты, насекомых и прочий летний жанр.
Что объединяет эти такие разные произведения? Возможно, присущая лету легкость и необязательность. Действительно, в этом проекте Сергей Шутов не решает волнующих его философских и уж тем более – социальных или политических проблем. Что не мешает ему, подобно японскому монаху, в окне, распахнутом в сад, увидеть весь мир сполна. А такой взгляд сегодня – большая редкость. Может быть, как в жизни, так и в искусстве, полезно хотя бы на один сезон в году сменить телевизор на такое окно?
(Екатерина Лазарева)