главная работы пресса контакт новости
 

Увеличить
Муха, цианотипия, 2006

Увеличить
Из серии "Кусты", 2006, х., см. техн.

Увеличить
Из серии "Кусты", 2006, х., см. техн.

Увеличить
Из серии "Абрамцево", 2006, фото

Увеличить
Из серии "Абрамцево", 2006, фото

Как я провел лето

2006

Выставка в галерее КИНО, Москва, 27.09-6.10.2006

 

ОКНО В ПРИРОДУ

Проект Сергея Шутова включает в себя серию живописных работ 2006 г., серию фотографий разных лет и серию цианотипий. Все вместе они образуют своего рода отчетную выставку. Художник с удовольствием играет в этот знакомый каждому школьнику жанр, представляя группу работ, объединенных темой отдыха на лоне родной природы. При этом в рамках каждого из представленных изобразительных средств он решает свою, внутреннюю художественную задачу.

Так, например, живописная серия является закономерным продолжением экспериментов Сергея Шутова. После экстатического разгула изобразительных средств в традиции «новой волны» в творчестве 1980-х и почти полного отказа от живописи ради экспериментов с видео в 1990-х, в новом десятилетии Сергей Шутов возвращается к живописи, чтобы посвятить себя исследованию традиционных жанров: портрета (в показанной в ГТГ в 2003 г. серии «Ковер-гортензия»), батальной живописи (серия «Самолеты»). Впрочем, пейзаж всегда присутствовал в живописи Шутова; достаточно вспомнить его «цветочную» серию 1986-89 гг., где цветочные головки, сделанные из пушистых кукольных шевелюр (скальпов?) буквально выглядывали из картины, или инсталляцию «Русский интерактивный пейзаж» (2000) с установленными на детском настольном хоккее заснеженными елками. Новые работы демонстрируют новый и, безусловно, летний ракурс наблюдения родной природы. Ажурные кроны деревьев с просвечивающим сквозь листья небом ложатся на холст причудливыми арабесками. Картины отличает сдержанный, насыщенный колорит, цвет локален, контуры форм обобщены и лапидарны, изображение нарочито плоскостно – в общем, кажется, ничто здесь не напоминает о русской пейзажной традиции. Скорее мы распознаем в руке художника поклонника Уорхола и Хоккусая.

Показанные рядом фотоработы, наоборот, как будто приглашают зрителя в мир русской волшебной сказки с дремучими лесами, березовыми рощами, ветхими избушками, грибами-ягодами и белоснежными козочками. Фотография для Сергея Шутова – своего рода «запретный плод». В последний раз он экспонировал свои фотоработы едва ли не 10 лет назад. Тем замечательнее эти новые снимки, полученные в ходе летних прогулок с широкоугольным фотоаппаратом по абрамцевским лесам и полям. Неужели и вправду в каждом художнике просыпается что-то «васнецовской», когда он оказывается в этих местах?

Наконец, третий ряд работ выполнен в экзотической (для современного искусства, но не для истории фотографии) технике – цианотипии, действие которой напоминает действие ультрафиолета на кожу. Для этой серии работ Шутов намеренно выбирает «ленивую», минималистскую эстетику – экспонируя на солнце листики, фрукты, насекомых и прочий летний жанр.

Что объединяет эти такие разные произведения? Возможно, присущая лету легкость и необязательность. Действительно, в этом проекте Сергей Шутов не решает волнующих его философских и уж тем более – социальных или политических проблем. Что не мешает ему, подобно японскому монаху, в окне, распахнутом в сад, увидеть весь мир сполна. А такой взгляд сегодня – большая редкость. Может быть, как в жизни, так и в искусстве, полезно хотя бы на один сезон в году сменить телевизор на такое окно?

(Екатерина Лазарева)

 

© 2004-2006 by Sergey Shutov