Духи
2004
Инсталляция/объект/видео/звук
Проект был представлен на выставке "НА КУРОРТ! Искусство России сегодня", Музей Кунстхалле, Баден-Баден, Германия, 1.05-27.06.2004; ГВЗ "Новый Манеж", Москва, 21.07-08.08.2004
Каждую пятницу в семь часов вечера с площади перед мэрией Москвы отправляется автобусная экскурсия. Ее тема - "Таинственные и загадочные места Москвы". Людям рассказывают о красном пятне на стене Кремля, о мятущихся духах Замоскворечья и черной руке на Новодевичьем кладбище...
Москва, как любой старый город, полна не только мифов, но и настоящих загадочных физических явлений. Мне хотелось бы обозначить существование сверхъестественного в стерильных современных выставочных залах. Это не призраки, приехавшие в гости. Я - охотник за привидениями. Привидения проявят гения места.
Контексты людей не совпадают с контекстами духов. Духи и привидения пребывают в литературе. Мне хотелось бы "перевести" их в науку или особые спиритические технологии. Неизбежно возникает вопрос о медиуме. Думаю, любой художник, обладающий опытом, может быть проводником спиритических технологий. При этом я понимаю, что ничего нельзя исследовать или расследовать: когда на Венецианской биеннале латышская журналистка спросила, не спекулирую ли я на "теме Бога", я ответил, что, наоборот, - Бог всегда спекулирует нами (и мной), и в этом смысле ее предположение - большой комплимент. У художников врагов нет, просто что-то не нравится. Например, меня печалят превратные представления о "грязной" и "дикой" России, "прекрасной" Европе и "свободной" Америке. Художник не отдыхает, но предпочитает комфортные условия для работы.
(Сергей Шутов)
"НА КУРОРТ! Искусство России сегодня", Музей Кунстхалле, Баден-Баден, Германия, 1.05-27.06.2004
(пресс-релиз)
В главном выставочном центре знаменитого немецкого курортного города Баден-Бадена 30 апреля откроется выставка современного искусства из России. Конечно же, нельзя было обойтись без Достоевского – его роль в проекте удачно исполняет Владик Мамышев Монро.
«На курорт» отправятся произведения 35 художников из Берлина, Дюссельдорфа, Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Новосибирска и Санкт-Петербурга. Идея выставки – представить новую картину «российской художественной сцены» как особое культурное пространство, контуры которого не совпадают с линиями политической карты, а подчас и вовсе растворяются в обсуждении проблем, общих для художников разных стран.
«На курорт!» – это странное состояние между работой и отдыхом, между постоянным местом жительства и пунктом временного пребывания, это – отрезок ожиданий или опасений… Соответственно, и многие произведения на выставке выражают «недоговоренность», «промежуточность», «неуверенность», «сомнение» – ожидания нечасто связываются с надеждой…
Сергей Шутов пугает зрителей привидениями (инсталляция «Духи»). Викентий Нилин предлагает аттракцион по распознаванию вампира в себе (инсталляция «Волшебное зеркало»). Виктор Алимпиев и Сергей Вишневский анализируют состояние «между «обожанием» и «неловкостью»» (видео «Рок-музыка»)… Даже настенная живопись скотчем Валерия Кошлякова подвергает сомнению конкретность монументального миража Николая Овчинникова (инсталляция «Московский Парфенон»).
Работы Николая Полисского («Рог изобилия») и Владимира Архипова («Функционирующие скульптуры Бадена») организуют или обнаруживают «естественное» искусство соответственно в российской деревне Никола-Ленивец и в городе Баден-Баден. При этом перемещение Владимира Архипова из России, где по преимуществу собиралась его коллекция вынужденного дизайна, в Германию открыла и здесь наличие «самодеятельного функционального творчества» (Архипов, таким образом, оказался первым русским «художественным антропологом» в этих землях).
Идея перемещения, изменения и движения, заложенная в названии-лозунге «На курорт!» позволила представить ряд проектов и произведений авторов, которые редко входили в обойму «современного русского искусства». Например, Виталий Пушницкий переводит взгляд зрителя вверх, и там небо оказывается странной живописно-технологической субстанцией в форме плафона, состоящего из множества человеческих тел, пронизанных холодным люминесцентным светом (« Sky 1»). А Василий Слонов в серии своих объектов предъявляет изменения политической географии России как куски шинельного сукна, сознательно объеденные молью («Геополитика», авторская техника: разведение моли, «грызьба» по сукну).
В выставке участвуют также Татьяна Антошина, Сергей Бугаев Африка, группа « Escape », Анатолий Журавлев, Елена Ковылина, группа «Куда бегут собаки», Олег Кулик, Борис Михайлов, группа «Радек», группа «Синие носы», Леонид Сохранский, Ольга и Александр Флоренские, Евгений Шеф и др.
В рамках выставки предусмотрена специальная программа перформанса.
К открытию выставки будет выпущен иллюстрированный каталог в твердой обложке с текстами художников и теоретическими статьями (русский и немецкий тираж, издательство Winand ).
Организатор: Музей Кунстхалле Баден-Баден.
Кураторы выставки: Маттиас Винцен, Георгий Никич, Нина и Торстен Ремер.