главная работы пресса контакт новости
 

Увеличить
Арт-рок-парад АССА, клуб МЭЛЗ, 1988

Увеличить
Выставка "Неликвиды", Первая галерея, 1992

Увеличить

Увеличить
Выставка "Сообщники", ГТГ, 2005
Вид проекта

Юрий Аввакумов, Сергей Шутов

Колонны АССА/Пятая колонна

1988

объект

Проект был представлен на Арт-рок-параде АССА, клуб завода МЭЛЗ, 1988; на выставке "Неликвиды", Первая галерея, Москва, 1992; на выставке "Сообщники" - специальный проект 1 Московской биеннале, Государственная Третьяковская Галерея на Крымском валу, 29.01-6.03.2005.

(пресс-релиз)

С 29 января по 6 марта 2005 года Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея приглашают на выставку "Сообщники". Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000-х годов. Пресс-конференция 28 января в 14.00. Открытие в 16.00. (залы 39-42)

Выставка "Сообщники" - специальный проект в рамках официальной программы Первой Московской биеннале современного искусства. Впервые вниманию специалистов и зрителей предлагается масштабная экспозиция, воссоздающая ретроспективу последних четырех десятилетий отечественной альтернативной художественной культуры. Особой задачей организаторов стала реализация соответствующего кураторскому замыслу неординарного экспозиционного пространства. Демонстрируется свыше 250 работ более 50 групп и отдельных художников. Представлены практически все виды и техники актуального искусства: живопись, рисунок, скульптура, аппликация на ткани, объект, инсталляция, фотография, видео, книга-альбом и т.п. В экспозицию включено около 100 работ из знаменитой "царицынской" коллекции неофициального искусства, вошедшей в фонды Третьяковской галереи, а также работы из частных собраний и мастерских художников. Несколько несохранившихся или ныне недоступных знаковых объектов и инсталляций реконструированы прямо в залах Галереи.

Из всего объема альтернативного искусства для этого проекта организаторы выставки вычленили проблему коллективных произведений и работу в группах. По мнению кураторов, стремление к объединению - перманентная и сущностная особенность неофициального отечественного искусства на всех этапах его развития.

В 60-90-е годы XX века формирование персональных стилей художников исходило из нескольких центров, которыми были не профессиональные школы и галереи, а неформальные художественные сообщества. Практически все московские художники-нонконформисты были "приписаны" к какой-либо из мини-колоний, каждая из которых взращивала и развивала собственную стратегию. Взаимосвязи и противостояния этих групп формировали главную интригу художественной жизни Москвы и непосредственно воздействовали на характер и направление развития отечественного искусства.

Существенная особенность художественных сообществ - то, что их участники не только работают, но зачастую и живут рядом друг с другом. Их творческая деятельность становится продолжением совместного быта. Традиционные границы произведений размываются; в смысловое поле работы вторгается бытовой контекст, предметы и язык повседневности. В свою очередь, поведение эстетически осмысляется и выстраивается согласно правилам художественного текста. Произведение-предмет дополняется художественным действием, игрой, меняющими смысл, и форму этого объекта.

Задача выставки "Сообщники" - представить ряд эталонных произведений основных направлений российского искусства от 1960-х годов до настоящего дня и показать разные формы дискурсивной работы в творческих объединениях и группах Москвы, Ленинграда-Петербурга и Одессы.

Выставкой "Сообщники" отдел новейших течений Третьяковской галереи планирует начать планомерный и регулярный показ своей знаменитой коллекции советского неофициального искусства.

Проект представляет работы следующих сообществ, групп и отдельных художников: группа "Движение"; Франциско Инфантэ и Нона Горюнова; Валерий и Римма Герловины; группа "Коллективные действия"; Виталий Комар и Александр Меламид; группа "Гнездо"; группа "С-З"; Виктор Скерсис; Вадим Захаров и Сергей Ануфриев; группа "Мухомор"; группа "Среднерусская возвышенность"; группа "Новые художники"; Сергей Шутов; Георгий Острецов; Георгий Литичевский; группа "Поп-механика"; группа "Ди Папл"; "Новая Академия"; "Пиратское телевидение"; Евгений Юфит и некрореалисты; группа "Чемпионы мира"; Одесская арт-колония; группа "Инспекция Медицинская Герменевтика"; группа "Тарту"; группа "Фенсо"; группа "Четвертая высота"; группа "Облачная комиссия"; группа "ПГ"; колония из Трехпрудного переулка; Анатолий Осмоловский; группа "ЭТИ"; группа "Радек"; группа "Синие носы"; группа "Эскейп"; группа "Обледенение архитекторов"; группа АВС; коллектив графитистов "Rus Crew"; коллектив графитистов "Absurdmafia"; Николай Полисский и "Николо-ленивецкие промыслы"; Олег Кулик; Дмитрий Пригов; Георгий Кизевальтер; Александр Соколов; Юрий Альберт; Ирина Нахова; Викентий Нилин; Алексей Шульгин; группа "Фабрика найденных одежд", Даниил Филиппов, Ростислав Лебедев, галерея "Пальто", Марина Белова и Алексей Политов

Авторский коллектив проекта: Андрей Ерофеев, Юлия Аксенова, Татьяна Волкова, Анна Дикович, Сергей Епихин, Елена Зайцева. Экспозиция: Нина Дивова. Дизайн выставки: Константин Ларин. Инженер: Евгений Арсеньев

 

 

© 2004-2006 by Sergey Shutov