Из серии "Элевация", 2007, х., см. техн.
Из серии "Элевация", 2007, х., см. техн.
Из серии "Элевация", 2007, х., см. техн.
"Ионизация вещества гамма-излучением", 2006, б., см. техн.
"Атом Бора", 2006, х., см. техн.
|
Элевация
2007
Выставка в Крокин-галерее, Москва, 27.04-27.05.2007
Значение вынесенного в заглавие выставки балетного термина – «элевация», «природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролётом) и фиксацией в воздухе той или иной позы» сродни слову «восхищение» - по Далю, одно из значений слова «восхищать» - «увлекать в высоту». И вправду, в новой серии Сергея Шутова в высоту устремлено, как кажется, все – воспарившие куда-то за грань холста персонажи и вздымающиеся к небесам атомные грибы. А сама психоделически-радужная, исполненная кислотного оптимизма эстетика художника, даже эти самые грибы уподобляющая каким-то невиданным праздничным фейерверкам, как нельзя лучше передает состояние безграничного восхищения, или, иначе говоря, улета.
Впрочем, объект восхищения художника ностальгически - старомоден. Глядя на эти рисунки и картины, то прославляющие мирный атом, то ужасающиеся тому, что может учинить атом немирный, понимаешь, что сегодня нет ничего более архаичного, нежели вера в научно-технический прогресс и страх перед его последствиями. Нет, наука отнюдь не остановилась в тех 60х-70х годах, к которым отсылает стилистика произведений. Но для нашего современника, привыкшего измерять достижения прогресса степенью навороченности своего ноутбука или мобильника, она окончательно утратила таинственное и грозное метафизическое очарование и, собственно, способность восхищать. Чтобы вспомнить эту былую восхитительность наук, патриарх отечественного искусства новых медиа Сергей Шутов обращается к вполне традиционным техникам и форматам – живописи и графике. «Элевацию» можно воспринимать как ироническую попытку реконструкции некоего гипотетического, так и не осуществившегося в реальности «большого советского стиля», напоминающего как помпезные и монументальные мозаики какого-нибудь Дворца пионеров, так и работы полуопальных отечественных модернистов –шестидесятников сюрреалистического толка, одни из которых находили свою нишу в иллюстрировании фантастики и научно-популярной литературы, а другие – в оформлении российских павильонов для международных выставок. Пресловутый советский научно-технический прогресс мог бы примирить власти с современным искусством. Кондовый соцреализм, в общем, плохо подходил для того, чтобы выразить восхищение покорением космоса или мирным атомом. Но, видимо, прогресс зашел недостаточно далеко – и модернизм так и остался опальным. Сергей Шутов иронически восстанавливает справедливость: если Илья Кабаков представил историю своего «Человека, улетевшего в космос» в виде опустевшей коммуналки с дырой в потолке, то Шутов все же успел запечатлеть оторвавшиеся от земли пятки своего восхищенного героя.
|