главная | работы | пресса | ||
Константин Агунович Журнал «Афиша», №170 от 13.02.06. Апокатастасис — это из философии платоников. Возвращение мира в прежнее состояние, после того как мировая душа перепробует все возможные варианты (и вы снова будете читать эту страницу «Афиши»). Иудейско-христианская линейная модель истории похожа на симфонию или оперу: «Только сегодня!»; «Единственный раз на арене!»; потом финальные аккорды, занавес, всем до свидания. Эллинистическая модель — это тоже концерт, но как бы по абонементу, без финалистского пафоса: каждый вечер в такое-то время, по известной цене… В этом смысле апокатастасиса у Шутова не наблюдается (но у Шутова даже апокалипсис выглядел бы, будто его устроил не Саваоф, а Дед Мороз). Что наблюдается — видеоинсталляция. В жанре даже не видеоинсталляции, а изобретательного агитстенда. Объекты и видео: объектами являются поленья, переделанные в ракеты; проросшие картошки — это планеты; проросшие луковицы — кометы… Русский космос, рашн-деревяшн, картошка с луком (проблема энергии решается на уровне углеводов): уже узнаем прежнего Шутова. Шутов напоминает о космоагитации в прежние годы и уверяет, что в советское время нас определенно готовили к чему-то… такому вот. Шутов напоминает о «философии общего дела» Николая Федорова, всегда немножко подзабытого и недооцененного мыслителя: вот вам национальный проект! Подлинно национальный. А то, что национальные проекты во языцех — это мы, как обычно, размениваемся на мелочи, на каких-то учителей и врачей; не-ет, вот глобальнейшая, головокружительная штука. «Всеобщий проект» Федорова — буквальное воскрешение мертвых, развитие науки до такой вот степени: в этом Федоров полагал цель человечества, которое бы таким образом смогло расчесться с Создателем, выполнив малоприятную работу, что описана в конце Откровения. «Не надо дарового спасения». Мы сами, и без спецэффектов. «Задача человека состоит в изменении всего природного, дарового, в произведенное трудом, в трудовое» — знакомо звучит, по-советски, мичурински и вернадски, а? Поклонником Федорова был Циолковский; собственно, космический проект Циолковского — это Федоров на практике. Имеется проблема: ожившие покойники, которых надо куда-то девать, — не послать ли их к звездам? Высшим существом, по Циолковскому, в конце концов станет светочеловек, эфирный Адам Кадмон гностиков, весь из энергии солнца. Для такого межзвездный полет будет как два пальца… А пока — ракеты. Из полена. Как суп — из топора. Можно сказать, в отличие от всех остальных национальных проектов этот наиболее «национальный». В нем больше безумства, в нем живо Царство Небесное, а на еньшее русский народ не согласен. Если нет — то всем апокалипсис now, быстро. Или апокатастасис. Ведь что за разница: апокатастасис, апокалипсис, апох… — главное, быстро, now. |
© 2004-2006 by Sergey Shutov |