главная работы пресса    
 

Василиса Соловьева. «В Праге ловят призраков»

Газета «Известия», от 20.07.05.

Почти одновременно с 52-й Венецианской биеннале современного искусства, традиционно привлекшей к себе внимание профессионалов и широкой публики, начала работать II Пражская биеннале (продлится до 10 сентября), событие важное и неоднозначное, имеющее основной темой "Другой взгляд".

Биеннале теперь никого уже не удивишь. Их проводят по всему миру, на всех континентах, за исключением Антарктиды, повсюду - и в Тиране, и в Сиднее; в январе состоялась и I Московская биеннале. Но Пражская биеннале, устроенная во второй раз, уже стала важнейшим событием подобного рода в Центральной и Восточной Европе и оказалась гигантской - можно даже сказать, страдающей гигантоманией. Более 400 художников из разных стран, объединенных в 31 кураторский проект. Интернациональная команда кураторов всячески изощрялась, придумывая темы своих выставок, долженствующие объяснить их выбор. Названия выставок часто неудобовразумительны и претенциозны: например, "Манипуляции: об экономике лжи" или "В поисках постоянного настоящего". Основная выставка идет в огромном Велетржном палаце, конструктивистском здании 20-х годов, но много проектов разбросано по всей Праге. И это - только основная, объявленная официальной, часть биеннале. Дело в том, что в процессе ее подготовки вдрызг разругались главные кураторы - директор пражской Национальной галереи Милан Книжак и Джанкарло Полити, издатель журнала FlashArt, одна из влиятельнейших личностей в художественном мире Европы. Не поладив с Книжаком, он заявил, что устроенное тем - не биеннале, а фальсификация, и сделал собственную большую выставку на заброшенном заводе CDK. В свою очередь Книжак обвинил Полити в подлоге и диверсии.

Результат - подтверждение тезиса, что количество отнюдь не всегда переходит в качество. В основном показанное на Пражской биеннале вызывает скуку вторичностью, унылым следованием прописям contemporary art и назойливо-глуповатой политизированностью, хотя, разумеется, среди нескольких сотен показанных работ можно было найти и по-настоящему интересные.

Российская выставка называется "Охотники за привидениями" - ее кураторы московские искусствоведы Александра Обухова и Милена Орлова предложили изящную и убедительную гипотезу, что ситуация в современной отечественной культуре похожа на ловлю призраков в пустом темном доме. В выставке 15 участников, в основном известные художники - Андрей Монастырский, Вадим Захаров, Константин Батынков, Сергей Шутов, Анатолий Осмоловский, Никита Алексеев, Айдан Салахова, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Владислав Ефимов и Аристарх Чернышов, Ирина Корина и другие. Каждый на свой лад и с разным успехом пытается поймать то, чего, возможно, вовсе и нет. Но поиск неизвестного и риск положить в ягдташ нечто абсолютно призрачное и есть собственно одно из главных качеств искусства.

Российская выставка на Пражской биеннале выпадает из основного контекста - и своей туманной метафизичностью, и почти полным отказом от социальной проблематики. Часть наблюдателей уже обвинила ее в архаизме, в том, что она не вписывается в принятое понятие "современного искусства". Однако именно в этом скорее всего и заключается ее ценность.

© 2004-2005 by Sergey Shutov