Сергей Хачатуров. «Взгляд и нечто»
Газета «Время новостей», №62 от 12.04.05.
Мобилография - фотоизображение, полученное с помощью мобильного телефона. Стараниями директора Московского Дома фотографии Ольги Свибловой и компании «Би Лайн» этот вид творчества сильно повышен в чине: из незатейливой забавы обывателей он превратился в едва ли не новый тренд Contemporary Art. В Галерее искусств Зураба Церетели свое «мобильное» представляют известные наши художники: Андрей Бартенев, Сергей Шутов, Владимир Дубосарский, Юлия Бочкова. Именитые мастера традиционные недостатки мобильной фотографии превратили в достоинства. Расползающуюся на пиксели картинку с помощью компьютера они стилизовали под кислотный кемп молодежных журналов. В такой эстетике обычно снимают артхаусные фильмы о клубной субкультуре: флэшки дискотек, мечутся гогочущие фейсы, все дробится -- кувыркается, имидж не в фокусе, настроение «экстази».
Бартенев апологет такой эстетики. Его фотосерия оказалась едва ли не лучшей. Из пикселей он выложил цветные мозаики, напоминающие и французских пуантилистов, и уорхоловский поп-арт: безудержно яркий праздник жизни, но наблюдать за ним отчего-то тревожно.
Сергей Шутов использует мобильный фотоаппарат для фиксации такого потаенного и смутного, чего нормальным зрением и объективом не разглядишь. Обычные плюшевые игрушки у него прут в глаза какой-то инфернальной жутью: мир глянца, если его поскрести хорошенько, ужасным ужастиком оказывается.
Художники зацепили то самое «нечто», что отличает мобильный «имидж» от обычного фотоизображения. Новые точки, точнее, пиксели зрения на мир, трансформирующие реальность причудливым, подчас галлюцинаторным способом. Ведь согласитесь, обычный туристический вид в тщедушном окошечке «мобилы» искажается так непоправимо, что во сне привидится едва ли.
Непроявленные до поры до времени возможности восприятия мира пугающе демократичная и тотальная мобилография действительно высвобождает. Одна только проблема: увлекает в мобильном жанре дух импровизации, авантюризма. Когда художник Георгий Литичевский вдруг нажимает клавишу и потом передает мне телефончик, предлагая искренне разделить с ним восторг «неузнавания», я пленяюсь вот этим «вдруг». А когда его «вдруг» распечатывается в формате метр на метр и вывешивается в помпезной галерее, то это уже как-то по-другому называется, не «вдруг», а «слишком».
Вторая выставка нового жанра откроется в Доме фотографии 18 апреля, в преддверии вручения премии «Серебряный венок». Помимо работ упомянутого Литичевского, там будут мобильные опусы других известных людей: Семена Файбисовича, Вадима Захарова, Константина Звездочетова, Франциско Инфанте, Игоря Макаревича.
|