главная | работы | пресса | ||
Юлия Лебедева. «Компас в недоумении» Газета «Культура», №35 от 9-15.09.04. "Направление: Север. Направление: Юг в Новом Манеже" Традиционно раз в год большие залы Нового Манежа на две недели занимает столичная галерея "Кино" Организация, судя по всему, солидная, раз арендует престижные залы: помимо упомянутого уже Нового Манежа, "Кино" проводила выставки Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева и Франциско Инфантэ в Третьяковской галерее, выставляет и продает работы уважаемых всеми художников, среди которых - Дмитрий Плавинский, Владимир Титов, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова. Запущенный в 2001 году и помпезно заявленный выставочный проект "Направление: Восток, Запад, Север, Юг" в Новом Манеже подошел к своему финалу. И концепция, конечно, к концу пробега довольно сильно износилась. Три года назад начали с Востока (выставка "Тебе, Тибет"), и тогда получилось все очень симпатично - разнообразие понимания темы художниками, перформансы, музыка и даже показ авангардной моды. В течение недели шел настоящий фестиваль искусств. Но с годами все же масштаб снижался, а пафос оставался. В прошлом году была выставка "Запад. Машина времени" на которой художники рассуждали по поводу индустриальности и урбанистичности нашей жизни. А сейчас север с югом совместили уж и вовсе без всякого внятного сюжета. В 2001 году кураторы галереи Елена Юренева и Полина Лобаческая в каталожной статье написали: "Многолетние разговоры о кризисе идей в искусстве кажутся нам неплодотворными и попросту скучными. А поскольку скучать мы не любим, то решили заняться поиском новых идей». Теперь оказалось - подтвердили то, что сами же и отрицали. Кризис идей налицо. Но Боже упаси обвинять в этом организаторов проекта! Они-то как раз свою часть работы выполнили вполне на уровне - можно даже сказать, с размахом. Придумана хорошая тема, сняты просторные залы, вложены большие деньги в дорогие проекты, все произведения созданы специально под выставку, что для московских экспозиционных пространств не так уж и характерно. И вот тут-то и возникает неразрешимая дилемма. С одной стороны, хозяева галереи создали художникам все условия для творческого выражения, с другой - выявился внутренний конфликт авторов с созданными ими же работами. Оказалось, что сделать интересное произведение на "южную" и "северную" темы почему-то сложнее, чем на "восточную" и "западную" Все как-то скучилось, сгрудилось вокруг ассоциаций первого ряда: жарко - холодно, зима - лето, синее - красное. Назову несколько творений из тех, что запомнились. Очень женственный, прозрачный проект-инсталляция Татьяны Баданиной "Мифы Севера" и "Мифы Юга" имеет северное отличие в виде меховой шапочки на голове главной героини, ветеран-абстракционист Игорь Вулох показал две композиции в холодных и теплых тонах. Франциско Инфантэ и Нонна Г o рюнова вполне типично выразили себя в лайтбоксах "Сквозь камень" (южные постройки пронзают разноцветные лучи) и "Линия" (композиции из цветных линий на снегу). Из оригинального можно отметить металлические инсталляции Владимира Наседкина "Айсберги" (сложная конструкция на колесиках движется по маленьким рельсам) и "Тонкий лед" (железные пластины на полу), декоративные объекты Екатерины Демуровой и Сергея Смирнова "Пирамиды" и "Чум для шамана», яркие и нарочито безвкусные коллажи Кати Филипповой "Снежная королева" и "Клеопатра" (словно иконным окладом украшенные портреты Катрин Денев и Элизабет Тейлор), вселяющие тревогу поп-артские "Самолеты северные" и "Самолеты южные" Сергея Шутова - в этих сериях художник дополнил работы прошлых лет. Пожалуй, самые удачные на выставке работы сделал Леонид Тишков: на летнюю тему "Цикады" - кинетическая инсталляция из снабженных моторчиками трубочек для коктейля, а на зимнюю "Сольвейг" -маленький лыжник под музыку Грига пробирается сквозь необъятное для него снежное поле, которое на самом деле создано из поваренной соли. И как-то все по отдельности на выставке выглядит здорово. А вот вместе - не дружит. Получается, что если нашего художника наделить приличными средствами, то он обязательно выделает этакую громоздкую штуку - и даже неважно, на стене она или на полу. В итоге с инсталляциями получился некоторый перехлест, и создалось впечатление, что в центр города переселилась подмосковная "АртКлязьма" Но то, что "работает" на природе, зачастую совсем не смотрится в зале, и наоборот. А может, место это такое заколдованное - Новый Манеж. Каждое лето здесь проводится Форум художественных инициатив - мероприятие странноватое, но по своей идее с выставками галереи "Кино" схожее: задается общая тема для размышлений, выделяется некий бюджет на реализацию, оригинальность приветствуется. Только авторы у "Кино" посолидней, да и цели повыше. Но, в любом случае, хорошо то, что выставка имеет концепт и в это вложены силы, причем немалые, - как художников, так и кураторов. Никто не притащил то, что завалялось в мастерской, как это бывает на большинстве сборных выставок в нашем замечательном городе. Все старались, работали - рисовали, шили, клеили, винтили, вырезали, клепали... А за галерею "Кино" можно порадоваться: у нее в октябре или ноябре наконец-то будет свое помещение с выставочным залом, и тогда ее встречи с публикой станут регулярнее.
|
© 2004-2005 by Sergey Shutov |