главная работы пресса    
 

Федор Ромер. «Северо-юг»

«Еженедельный журнал», №134 от 30.08.04.

Столичные тусовщики успели привыкнуть к тому, что летнее вернисажное затишье скрашивает лишь галерея «Кино». Раз в год она арендует один из лучших московских залов, «Новый Манеж», для того, чтобы предъявить очередную часть своего долгоиграющего «географического» проекта, посвященного четырем частям света. По заданию галереи современные художники уже совершали паломничества сначала на восток, потом на запад, а вот теперь сразу отправились на север и юг. Нынешняя выставка «Направление: север. Направление: юг» – финальный этап виртуального путешествия, неожиданно свернутого и скомканного по воле владельцев «Кино» Полины Лобачевской и Елены Юреневой.

Дам можно заподозрить в усталости, лени, скуке, но только не в банкротстве. «Кино» – единственная московская галерея, у которой хватает средств на организацию своих выставок не только в «Новом Манеже», но и в самой Третьяковке, а также на заказ художникам дорогостоящих работ. Сделанные специально под выставки движущиеся, светящиеся, звучащие объекты и инсталляции – главная зрительская приманка и в проекте «Восток. Запад. Север. Юг». Все три его экспозиции вкупе представляют собой маленький, аккуратный, но довольно дорогой среднеевропейский музей современного искусства. Каждый раз у «Кино» в «Новом Манеже» получались стерильные, стильные, чуть холодноватые, но симпатичные и запоминающиеся выставки.

Недоброжелатели обвиняют галерею в том, что все показываемое ею не имеет никакого отношения к современному искусству. Это не так. Просто если у этого самого, современного, искусства может быть своя салонная разновидность, то именно за нее отвечает «Кино». При этом своих персонажей, отвечающих раз и навсегда найденным критериям (доступность идеи, качество исполнения, визуальная убедительность и т.д.), галеристы находят среди представителей разных поколений, от ветерана-нонконформиста Дмитрия Плавинского до богемного модника Андрея Бартенева. Другое дело, что ни того, ни другого никогда не позовут на престижную международную биеннале, кичащуюся своим экспериментальным характером, или важную выставку, придуманную куратором-умником. Но на то есть другие художники и другие галереи. Для «Кино» же заказать одному автору одновременно «северную» и «южную» работы – предел остроумия и сценарного своеволия. Тем более что для некоторых ее художников даже такая задача оказалась непосильной. Например, тот же Плавинский фигурирует лишь в «северном» отсеке, а Бартенев ограничился громоздкой скульптурой из электрических лампочек, символизирующей встречу Севера и Юга.

Впрочем, большинство участников выставки честно отработали галерейный заказ. Например, Катя Филиппова создала две китчевые иконыколлажи с портретами Снежной королевы и Клеопатры (на фото). В инсталляциях Леонида Тишкова за Север отвечает одинокая фигурка лыжника, застрявшего в соляных снегах, а за Юг – движущиеся и стрекочущие цикады из пластиковых коктейльных трубочек с моторчиками. На картинах Сергея Шутова «самолеты северные» – это как бы гражданская авиация, а «самолеты южные» явно вернулись из горячих точек. Ну а отличить Север от Юга на холстах классика абстрактного искусства Игоря Вулоха без авторской подсказки просто невозможно, что по-своему интригует.

Хотя «интрига», «непонятность», «сложность» – это слова из другого лексикона, неуместные для проектов «Кино». Но и «Новый Манеж» на задворках Госдумы не место для загадочных игр. Так что зал и галерея нашли друг друга. К радости любого зрителя, даже если таковым окажется праздный депутат.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov