главная работы пресса    
 

Ирина Кулик. «Искусство на пустом месте»

Газета «КоммерсантЪ», №159 от 30.08.04.

В Москве прошел третий уличный фестиваль видеоарта "Пусто". Свежим воздухом и свежими веяниями в искусстве на пустыре рядом с Третьяковкой дышала ИРИНА Ъ-КУЛИК.

Весь первый вечер на стене, превратившейся в экран, с неотвязностью рекламной паузы возникали "говорящие головы", предлагающие публике товары столь же случайные, как то, чем торгуют телевизионные магазины на диване. Но в проекте Анны Колосовой рекламируют их известные художники и арт-критики, проявляющие в своем новом амплуа чудеса убедительности. "Видеореклама современного искусства" отсылает к первому фестивалю "Пусто", состоявшемуся в 2002 году. Тогда видеоработы современных художников проецировались на пустой рекламный билборд возле Пушкинской площади. Предполагалось, что на нынешнем фестивале видео покажут непосредственно на стене ЦДХ. Но потом видеоарт, видимо, сочли недостаточно высоким искусством, и "Пусто", как и в прошлом году, проходил на углу Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка, отмеченном камнем, на котором значится, что здесь будет возведен новый корпус Третьяковской галереи. Видеохудожников вроде бы допустили в музей – но при условии, что этот музей пока что является делом далекого будущего.

Возможно, что к тому времени, когда новое здание Третьяковки построят, произведения, показанные на нынешнем фестивале, обретут музейный статус. Многие вещи отечественных художников и так попали сюда с галерейных и музейных выставок – как, например, побывавший на массе выставок хит группы "Синие носы" "Двое против мафии". С дурачествами двух борцов с мафией вполне мог конкурировать ролик "Currency" из программы австрийского фестиваля независимого кино и видео OHNE KOHLE: элегантная немолодая дама, по-беличьи деловито отправляющая за щеки неисчислимое количество монеток.

Впрочем, на стене можно было увидеть и произведения, еще не уверенные в своем статусе искусства. Компания молодежи, именующаяся "Глупые люди", вообще не считает себя художниками. Свои действительно отменно глупые акции вроде лыжных экскурсий по сусанинским местам посреди лета или раздачи морковок на Арбате в разгар весеннего авитаминоза они делают не ради искусства, а по жизни. Правда, лет двадцать назад примерно такими же акциями-приколами вошла в историю искусства группа "Мухомор", ныне признанная классикой.

Самое интересное на "Пусто" – попытка нащупать новый формат видеоарта для городского пространства. Организаторы позиционируют фестиваль не как летний кинотеатр, но как достаточно редкий для Москвы пример паблик-арта, искусства в общественном пространстве. Нечто подобное происходит и в других городах – гостем "Пусто" стал Екатеринбургский фестиваль OUTVIDEO. Произведения видеоартистов со всех концов мира в Екатеринбурге демонстрировались на раскиданных по всему городу электронных рекламных табло. Показывать можно было только немые ролики продолжительностью не более 30 секунд. Но в этот формат, напоминающий даже не рекламный клип, а скринсейвер, удалось вместить самые разные жанры. Тут была и яростная публицистика сербского фильма "Консюмеризм": пальчики с кровавыми ногтями, срывающие, как чеку гранаты, крышку от банки с газировкой, чередуются с кадрами взрывающихся домов. И английский абсурдистский фантастический мини-сериал из жизни маленького треугольника на колесиках, по-мышиному бегающего по городским пустырям и закоулкам.

Впрочем, к формату самого "Пусто", пока что напоминающему скорее уличный рок-фестиваль, куда публика приходит потусоваться на свежем воздухе, лучше всего подошел интерактивный проект Сергея Шутова "Караоке". Известный видеоартист и патриарх отечественного клубного движения на этот раз обратился к классической музыке. "Танец с саблями", "Танец маленьких лебедей" и прочие шлягеры из репертуара классики для звонков мобильных телефонов сопровождались титрами вроде "Па-ра-рам, турум-тум-тум". К сожалению, камера, снимавшая и показывавшая аудиторию в прямом времени, не зафиксировала ни одной попытки напеть классические хиты. Впрочем, безмолвие публики, надо отметить довольно многочисленной, было весьма уместно во время демонстрации караоке-версии сочинения Джона Кейджа "4.33". Эта пьеса состоит, как известно, из четырех минут тридцати трех секунд молчания – так что вместо титров шли сплошные многоточия. На фестивале под названием "Пусто" напоминание о прославленном произведении было как нельзя кстати – только американский композитор-концептуалист предлагал не заполнять пустоту искусством, но просто объявить ее таковым.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov