главная работы пресса    
 

Юлия Лебедева. «Видео и пустота»

Газета «Культура», № 33 от 26.08.04.

Оказывается, чтобы современное искусство вышло на улицы, нужно не так уж и много. Видеопроектор и большая глухая стена дома с небольшим кусочком земли рядом. И отныне то, что обычно наблюдает лишь кучка ценителей, регулярно навещающая московские галереи, может увидеть каждый. В прошлом году даже дождь не мешал собравшимся приобщаться к прекрасному.

В 2002 году фестиваль "Пусто" развернулся на Пушкинской площади и представлял собой в основном уже показанные где-то ранее произведения видеоарта, записи показов авангардной моды, студенческие работы вгиковцев и документации перформансов (многие из которых делались на Международной театральной олимпиаде). Придумали "Пусто" художницы из молодежной группы "Лето" – Ксения Перетрухина и Ирина Саминская. И хотя они сразу же получили поддержку от любителей различных акций – Андрея Бартенева, Гоши Острецова, Германа Виноградова, Петлюры, – мероприятие все равно сильно отдавало любительством. На следующий год фестиваль переехал поближе к главному московскому храму искусств – Третьяковской галерее – и расположился на углу Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка. Теперь уже участвовало много провинциальных проектов из разных городов, несколько зарубежных, увеличился состав столичных участников, прибавилось известных имен: группа "Radek", Дмитрий Гутов, группа "Синие носы", ESCAPE, Гия Ригвава. На фестивале было уже не только видео: арт-группа "Слепые" показала настоящий перформанс. Из своего архива предоставили произведения галерея Гельмана, Гете-институт, институт Про-Арте, Третьяковская галерея.

"Пусто" собирались делать каждый раз на новом месте. И в этом году первоначально его планировали провести в Парке искусств на Крымской набережной, а видео должны были проецировать на стену Центрального дома художников. Но не сложилось – директор парка "Музеон" в последний момент отказал, и снова пришлось возвращаться в Кадаши. Фестиваль будет идти три вечера подряд с 20 до 22 часов. В первый день покажут работы известных художников, которые в разные годы можно было увидеть в галереях. Гор Чахал предоставил две работы – "Любовь" (1999) и "Зорька" (2001), старожил фестиваля Гоша Острецов покажет "Spayder" (2004), Чернышев и Ефимов – видеозапись инсталляции "Окончательная настройка" с выставки "Цифровая Россия" (2003), Шабуров и Мизин – не мудрствуя лукаво, как и в прошлый раз, фрагмент из "Вдвоем против мафии" (2003).

Сергей Шутов, помимо уже обкатанной зимой в XL-галерее работы "Вместо минотавра"(2003), покажет совершенно новый интерактивный проект "Караоке" (2004), расцененный организаторами как один из самых интересных. По сути, в нем воплощается идея всего фестиваля – сближение обычного прохожего с искусством. Шутов предлагает всем пришедшим на фестиваль в течение 10 минут петь классическую музыку. На экране зрители будут видеть сами себя и субтитры "пам-пам-пам-пам-пара-рам-пам-пам", которые есть не что иное, как "Танец маленьких лебедей" Чайковского. Эта мелодия, собственно, и будет звучать вместе с напевающим ее голосом художника. Сам Шутов говорит, что реакция публики в данном случае не важна: главное, что все они слушают классику.

Второй день целиком отведен российским молодым авторам (Ираида Юсупова и Александр Долгин, группа "Глупые люди", Ростан Тавасиев и другие). Плюс программы Международного независимого кинофестиваля в Австрии "Ohne kohle" и "Maler Video-Kunst-Pries", предоставленные Немецким культурным центром им. Гёте.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov