главная работы пресса    
 

Ольга Хорошилова . «Ковер-Версия Сергея Шутова»

«Русский альбом»

Неуютное, темное помещение. На одной из стен - живописные, трудно узнаваемые лица петербургских Великих, с исходящим откуда-то из затылка флюоровым свечением. По TV нервно мелькает видео ряд - цветы, спутники, орлы, тоннели. Глухой монотонный голос тянет: "Мне жалко, что я не зверь, бегающий по синей дорожке, говорящий себе - поверь, а другому себе - подожди немножко…

"Ковер-Гортензия. СПб" - проект Сергея Шутова, открывшийся 17 апреля в стенах Новой Академии. Выставку можно было пробежать, просмотреть, или вообще не заметить. Но все же есть что-то, что остановило, привлекло, задело. Это поэзия обериута Александра Введенского, точнее один его стих "Ковер-Гортензия" - философский трактат (так говорил и сам поэт), лиричный, меланхоличный, распевный, убаюкивающий. Словомузыка.

Показ "Гортензии" по счастливой случайности совпал со 100-летием со дня рождения поэта, что, безусловно, обогатило ассоциативный ряд проекта. Но почему-то кураторы об этой дате забыли и почему-то оберИутов они назвали "оберЕутами".

Сергей Шутов знает и чувствует Введенского, вернее знает и чувствует автора "Ковра-Гортензия". Его проект - это осмысливание стиха через его визуализацию. Попытка весьма рискованная, так как перевести исключительно умозрительное в зрительное качество удается мало кому. Обычно получается либо неудачная, фрагментарная копия, либо что-то совсем иное, авторское. Видео работа Шутова скорее относится к первому варианту, однако этот проект не банален и не так прост. Он дает пищу для размышлений.

"Ковер-Гортензия" Шутова соткан из бинарных оппозиций (в этом его сходство с творчеством Введенского). "Жизнь - смерть" - одна из них. Лирико-философский трактат поэта, исполняемый Шутовым, скорее о жизни, вернее о жизни после смерти, об инобытие. Слова наделены жизнью, плотью, а образы "Гортензии" - их тени. Слова буквально срастаются в поэму. Они живут. То, что показывает Шутов - это апофеоз смерти: приглушенный голос, серые лица на портретах, тронутые миазмами разложения, затемненное помещение. Почти готическая атмосфера. Предчувствие физиологической смерти, которое ощутимо в стихе (Введенский будет убит в 1941 году) Шутов визуализирует и возводит в абсолютную степень.

Вторая бинарная оппозиция - "умозрительность - визуальность". Стихи обериута, в частности "Ковер-Гортензия", алогичны, беспредметны, нонспектакулярны. Разгадывать, изучать, логически делить и умножать смыслы не возможно. Поэзия Введенского живет в ощущениях. В ней - русский космизм. Поэзия Введенского живет в философии. В ней - Кузанский, Кьеркегор, Гуссерль. Поэзия Введенского живет в музыке. В ней - Стравинский, Шенберг. Поэзия Введенского живет. В ней - сама жизнь. Малевич любил повторять: "Мастер знает, как сделать, ученик - как сделано". Шутов - ученик. Он не поэт, а художник, до наивности старательный визуализатор. Шмыгая носом, высунув кончик языка, он усердно повторяет, вернее, калькирует мастера, обводит по контуру, любуется сходством, но это, увы, не Введенский. Он опредмечивает стих и делает это, в целом, скучно. Шутов визуализирует лишь означаемые Введенского, поэтому "зверь" - это собака, "орел" - орел, "роща" - пробивающиеся побеги, "крыша" - мозг (здесь, кстати, уже подключается вторичный семиозис). Нет ни тончайших нюансов поэтики, ни мелодичного верлибра. Название стиха художник также интерпретирует в лоб. Звучный алогизм "Ковер-гортензия" превращен в самый что ни наесть живописный ковер из лиц художников, арт-критиков и так далее. Банально. Визуализация приводит к плоской конкретике, декоративности, описательности, что противоречит свободным, умозрительным, текучим образам, рожденным в недрах "сокровенного сердца человека". Таким образом, третья бинарная оппозиция - "конкретное - беспредметное".

"Ковер-Гортензия" Александра Введенского - это пьянящая терпкая влага, обволакивающая язык. Каждое живящее слово этого стиха хочется по долгу смаковать, перекатывать во рту. У Введенского вкусные слова. Чтение вслух сравни дегустации старого вязкого вина, сохранившего богатый букет вкусовых оттенков. "Ковер-Гортензия" Сергея Шутова - это однозвучная ковер-версия, бесспорно, интересная, но плоская, это, если позволите, недорогое легкое vin de table, имеющее вкус, но, увы, не оставляющее послевкусия.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov