главная работы пресса    
 

Светлана Злобина-Кутявина. «Сергей Шутов: я пошел по простому пути дешевой популярности»

Полит.ру. 10.02.01.

Сергей Шутов всегда разный. Невозможно угадать тему его следующей выставки и технику исполнения. Его красивые цветные холсты с пляшущими треугольными человечками, наклеенным мехом и блестками принесли ему известность в середине 80-х. После небезызвестного аукциона Sotheby's 87 года большие яркие картины Шутова украсили несколько западных галерей и коллекций. Но вскоре новые технологии завладели нежной душой художника: компьютерная графика, видео, кино. Шутов всегда чувствовал себя не только художником, но и ученым. Последняя тема исследований – "репрезентация света с научной точки зрения". Этому посвящена выставка "Нимбы" в Айдан-галерее. Накануне выставки с Сергеем Шутовым побеседовала корреспондент Среды.Ру Светлана Злобина-Кутявина

Расскажи, пожалуйста, о выставке. Она называется «Нимбы»...
Это можно рассматривать как артефакт - и в религиозном, и в физическом аспекте, что я и делаю, потому что…

Шутов берет в руки научный журнал и, заглядывая в него, объясняет:
"...Две независимые группы исследователей из Гарвардского университета и Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра почти одновременно нашли способ остановить свет. Это противоречит теории относительности Эйнштейна, которая утверждает, что скорость света постоянна. И вот продвинутые ученые создали облако из мириадов атомов натрия, которые были охлаждены до температуры лишь на несколько миллионных долей градуса выше абсолютного нуля – предабсолютный ноль. Это облако обладает рядом удивительных свойств. При такой температуре атомы почти неподвижны, потому что это почти абсолютный ноль – это же просто. А в соответствии с квантомеханическим разрешением они размазаны в пространстве. В обычном состоянии облако непрозрачное, потому что атомы двигаются. А ученые сделали облако прозрачным и загнали туда свет, а через заданное время его выпустили. Это сложная лазерная технология, и исследователям удалось в течение микросекунды консервировать свет без потери квантового состояния..."
Ты понимаешь, какой важности это открытие, особенно для нас - наследников Гипербореи, для нас - жителей Северной страны?

Не совсем...
Святость в некоторых религиозных культурах изображается нимбами. Физические свойства святого практически равны нулевой температуре, это бестелесность…

Но нельзя же рассматривать святость как физический объект...
Ученые доказывают, что это физический объект. Для нас, наследников Гипербореи, имеющих источник развития культуры на Северном полюсе, это очень близко и понятно. Теперь мы можем спокойно разрабатывать эту тему далее, с тем чтобы наконец вернуться в колыбель цивилизации - на Северный полюс. Но уже в контексте новой реинкарнации - гиперборейской святости, которая включает в себя понятие святости всех возможных религий.

И какое отношение имеет эта выставка к открытиям ученых?
Здесь рассматривается частное решение дизайна нимбов в новой научной и физической ситуации.

Это дизайнерское предложение или исследование?
Конечно, это исследование - констатация фактов как возможность остановить свет и консервировать его. Задача художника заключается в том, чтобы расширять знания человечества о нем самом.

Ты решил объединить науку с религией?
Не я первый. Ученые уже давно доказывают существование Бога. Есть высшие силы и высшая справедливость – об этом я и говорю. Мне любая тема близка, ничто человеческое мне не чуждо.

А почему именно это открытие тебя заинтересовало?
Потому что я все последнее время думал о репрезентации света. Меня больше всего интересуют простые вещи: мама, папа, свет, темнота. Не день и ночь. Просто день – это сомнительная информация. Свет – это гораздо конкретнее. Я поработал с разнообразными научными и религиозными источниками. Посещал библиотеки - общественные и частные, выставочные залы, музеи, научно-исследовательские институты.

То есть ты становишься художником-ученым?
Я всегда бы ученым. Когда я описываю в своих живописных полотнах космогонические теории, я тоже являюсь ученым.

Звание профессора теперь полностью оправдано?
Я давно уже академик Новой академии изящных искусств. У меня должность профессора (как преподавателя), а звание академика.

За последние лет 10 ты как-то шире стал смотреть на проблемы человечества. Раньше все было ограничено рамками красивого холста.
Делать инсталляции, заниматься компьютерной графикой, видео и прочими современными медиа – это мне интересно, потому что современному человеку гораздо естественнее смотреть на экран и переваривать все, что ему там показывают, нежели пойти в музей и посмотреть на картины. Я же чаще вижу картины - свои, своих приятелей, свою коллекцию, а телевизор и не успеваю иногда посмотреть, хотя и очень люблю. Нужно решать глобальные задачи, связанные с развитием человеческой цивилизации. Именно эти вопросы и нуждаются в уточнениях, комментариях и развитии.

Ты решил отказаться от живописи?
Ни в коем случае. Живопись – моя любовь. Но здесь ее не будет. Я иду на поводу у примитивных вкусов публики и искусствоведов. Живопись стала сложна для понимания широкого слоя искусствоведов. Они уже давно живопись похоронили. Современное искусство – оно все искусствоведческого характера. Самое популярное – это, скажем, Бородинская панорама. Вот была бы она интерактивная. Вы входите – облака побежали, солдаты монотонно друг друга дубасят. Вот это идеал современного искусства.
Когда австралийских аборигенов фотографировали на поляроид и сразу показывали им фотографии – они не понимали, что это такое, кто это, и не видели в этом изображении человека вообще. Они видели просто маленькую картоночку и не связывали это с человеком - и тем более с собой. Точно такая же история и происходит с современным искусством: чуть посложнее - и уже непонятно. Все, что не укладывается в очень простые схемы французской постструктуралистской философии, уже не прочитывается. Поэтому я и пошел по простому пути дешевой популярности.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov