главная работы пресса    
 

Федор Ромер. «Чужие здесь не ходят. Сергей Шутов, XL-галерея»

Журнал «Итоги», 22.02.00.

Квинтэссенция всего пестрого творчества художника Шутова. Название, заимствованное из давнего фильма про пограничников, напоминает о компьютерных переделках Шутовым советской киноклассики. Ультрафиолетовый свет превращает XL в молодежный клуб, в котором Шутов некогда трудился виджеем не путать с диджеем: один занимается звуком, второй - видео ). Галлюцинаторный сюжет выставки про русский еловый бор, в котором оказались инопланетные «чужие» (смотри голливудский ужастик «Чужой»), очень соответствует поэтике Шутова, в прошлом - вольного хиппи , ныне - кислотного яппи. Маленькие заснеженные елки, вырезанные из бумаги и запаянные в пластик, перекочевали в инсталляцию из коммерчески успешных шутовских пейзажей. Картонные инопланетяне с вытаращенными глазами (глаза - камешки «тигровый глаз») попали на зимнюю опушку с многочисленных работ Шутова на космическую тему. Наконец, таинственное мерцание леса с пришельцами (оно же - проекция телевизионной ряби) повторяет фирменный прием кичевых картин Шутова, облепленных золотыми и серебряными блестками. Запоздало «новогодняя» выставка в XL, сопровождаемая сладкой музыкой Чайковского, и есть ожившая картина, вырвавшаяся в трехмерность .

Ожившая - поскольку фантастический пейзаж обрел не только объем, но и способность двигаться. Елки и инопланетяне нанизаны на штырьки детской настольной игры «Хоккей» . Мобильные деревья вместо защитников и нападающих, малоподвижные пришельцы вместо вратарей. Действительно, «чужие» не «ходят» на игровом поле, только ездят по полукругу .

Вроде бы наркотический маразм и впадение в детство. На самом деле - лучшая работа (а не только квинтэссенция творчества) художника Шутова и передовая трансформация самого ходового живописного жанра. Шутов, по его собственным словам, изобрел новый «русский интерактивный пейзаж». Интерактивный, потому что дислокация елок определяется кручением ручки .

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov