главная работы пресса    
 

Константин Агунович. «Сергей Шутов. Чужие здесь не ходят»

Журнал «Афиша», №3 (23) от 14-28.02.00.

В прошлый раз в «XL» Шутов выставлял графику с грозного вида винни-пухами. Мероприятие называлось «Я никого не ем»: винни-пухи оказались на лицо ужасными, добрыми внутри. То же и сейчас. Чужие - симпатичнейшие персонажи. А Шутов - такой современный Дед Мороз. Принес игрушек. Составил несколько настольных хоккеев, выкрасил белым, вратарей заменил пришельцами, остальных - синими елочками. Проделал немудреный дед-морозный фокус: «оп!» - и кислотная эстетика стала безобиднее диет-пепси. Нью-вейв - детям... Неожиданно Шутов с серьезной миной сообщил, что его новое произведение - образец еще небывалого жанра. Инсталляция для самых маленьких? Арт-хоккей? Нет - «русский интерактивный пейзаж». Местность изменяется по желанию. Распоследнее слово русской пейзажной школы. Послушать Шутова, его изобретение восходит и к Шишкину, и к Пикассо, и к Тимуру Петровичу Новикову. Не может быть. Не верю. Все должно быть просто, как шутовская игрушечная психоделика: чистая визуальность. Напрашивается название «жесткий наив» - по типу «жесткого порно» или «городского романса». И тем жестче, чем наивнее. Шутов мечтал вслух, какой бы еще прок, кроме одноразового увеселения, получить от изобретения. Как можно заполнить хоккеями большое выставочное пространство - Манеж, например. Или сделать аттракцион: ездящие туда-сюда елки в натуральную величину, удирающие от них посетители. Диснейленд. Венецианская биеннале... Но это были бы уже совсем другие фокусы. Не в характере Шутова. Масштаб 1:72, как у пластмассовых самолетиков, корабликов и т.п. развлекательной чепухи, Деда Мороза вполне устраивает.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov