главная работы пресса    
 

Алексей Пензин. Выставки

«Художественный журнал», №3 (32), 2000, с. 86

10.02.00 - 27.02.00. Сергей Шутов. "Чужие здесь не ходят". XL -галерея, Москва

Последняя работа Сергея Шутова, которая была показана в XL -галерее, образована лаконичной композицией четырех элементов. Площадка от детского хоккея, сделанные из пластика сине-белые елки, фигурки "чужих" и, наконец, специальное освещение - ультрафиолет. Фрагменты собраны по метонимическому принципу, это части, более или менее значимые отношению к "целостному" ансамблю, в который они могли бы входить.

Детская игрушка в "некупированном" виде представляет собой умещающееся на столе хоккейное поле с шарнирами, которые позволяют передвигать сделанные из тонкой жести раскрашенные фигурки с клюшками, заставляя их перебрасываться маленькой белой таблеткой (у старых советских игрушек шайбы почему-то всегда были белыми). В инсталляции исчезают хоккеисты, ворота, шайба. Исчезает простое бинарное разделение на синих и красных, своих и чужих, отменяется система калькуляции, здесь уже неизвестно, "какой счет". Уход от определимости победы или проигрыша, "положение вне игры".

Вместо хоккеистов подвижные шарниры совмещены с елками, а вместо игрушечных ворот появляются эйфорические существа с золотистыми миндалевидными "глазами". Елочный пейзаж вокруг "элиенов", которые действительно "не ходят", напротив; может двигаться, изменяться по желанию зрителя. Но и сам зритель, попадая в интерактивное выставочное пространство, подвергается оптическим мутациям, становится "чуть-чуть чужим" - эффект, который достигается с помощью ультрафиолетового освещения, преображающего цветовые поверхности предметов и лиц. Все элементы, в том числе и "пятый элемент" (предполагаемая механикой инсталляции фигура зрителя), вполне опознаваемы: даже "элиены" и те не избегают нашего постоянно взыскующего определенности взгляда. Но общая конструкция ускользает от именования и идентификации. Остается лишь повторяющееся событие экспозиционного перехода к неограниченно разрастающемуся изменению вне контроля со стороны того или иного тождества. Ведь исчезает без всякого замещения маленькая хоккейная шайба, эта метка подвижного центра, на котором держится вся система игры в определенность. И поэтому одновременно No alien , никаких чужих (английский перевод названия работы), раз выставочное пространство блокирует все наши попытки ввести фигуру "своего", привычно антропоморфного, и тем самым создать возможность бинарного разделения.

Вместе с тем "элементы" могут быть прочитаны и как запись био- и социографического опыта, как нечто вроде "остатков дневных впечатлений", если метафорически воспользоваться терминологией, которую сто лет назад предложил Фрейд для анализа сновидений. "Впечатления", которые не присваиваются, — они кочуют в освещенном ультрафиолетом пространстве техно-клуба, теряются в историческом интервале транзитивного, советского детства с его навязчивой хоккейной атрибутикой. Они отделяются от поверхности экрана какого-нибудь фильма в жанре "сайэнс-фикшн" или курсируют в воздухе елового леса (вспомним предыдущую выставку Шутова в галерее "Айдан", эти "картинки" облепленных снегом елок, с пометками, указывающими на температуру в момент их написания). Они, безусловно, образуют серию биографем художника и одновременно отсылают куда-то еще, к месту, где их насильственная сборка в пределах одной персональности сменяется ускользанием от репрессивной идентификации.

Возможно, по отношению к этой и некоторым другим работам Сергея Шутова мы вправе воспользоваться подобным психологизирующим языком, сейчас, когда любая попытка наполнить субъективность чем-то иным, нежели целиком овнешненными механизмами означивания и "цинично" обнаженной пульсации желания, лишенного персонологического кода, покажется архаичной даже утреннему ди-джею MTV . Но не свидетельствует ли это о том, что под прикрытием очередного "общего места" настоящего времени может возникнуть утопический проект некой иной " psyche "? - вне привычных антропоморфизмов. "Психология" чужих, the alien , the extraterrestrial , всех этих "и-ти", воспетых когда-то Спилбергом; Ридли Скоттом, Кубриком, Дэвидом Боуи и другими. Психология чужих, которая следует путями совершенно отличными от наших бетонированных хайвеев, и в т o же время избегающая опознания и интернирования в качестве " безумия " . Пусть это будут "странные" для земного наблюдателя эмоциональные реакции, когда, например, расставаясь "очень-очень надолго", на миллиарды световых лет, каждое из "и-ти" на всем протяжении этой безмерной дистанции испытывает, лишь радость и воодушевление, а не изматывающую тоску.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov