главная работы пресса    
 

Никита Алексеев. «Лучше просто рисовать» (прямая речь)

Газета «Иностранец», № 5 от 11.02.98.

Что такое "культовый" деятель культуры - неизвестно. Но Сергей ШУТОВ уже давно оказался припечатанным этой наклейкой. Главный художник "волосатых" - советских хиппи 70-х годов. Участник создания памятного фильма "Асса". Один из героев пресловутого аукциона Sotheby's в Москве в 1988 году, когда очень богатые люди, приехавшие из-за проржавевшего "железного занавеса", накупили за дикие по тем временам деньги картин наших маргиналов. Выставлялся в важнейших галереях и музеях здесь и там. Осуществляет связь между нашими "восточным" и "западным" берегами - Москвой и СПб. Директор Института новейших технологий в искусстве. Человек, учивший наших ди-джеев, работать с электроникой. Несмотря на седые волосы, вечно юный гуру, с которым советуются как представители "Поколения Z", так и его ровесники. Неделю назад Шутов открыл свои выставки сразу в двух галереях - в XL и в галерее Айдан. Там нет видеомониторов и эмуляции, использования новейших программ и DVD-дисков. Все прозрачнее, проще, яснее, сделано вручную. Пойдите, посмотрите. А сейчас - короткое размышление Сергея Шутова:

Я когда-то расстраивался, что я не художник, а хиппи. Сейчас многие из тех, кого я художниками считал, куда-то делись. Я до сих пор работоспособен. И жаловаться мне не на что. Важно ли для меня прошлое, слушаю ли я ту музыку? Я слушаю разную музыку, и "trance" с "трип-хопом", каких-то французских "планеров", и старенькие записи Led Zeppelin. Не на виниле, а на "сидюках" - мне важно абсолютное молчание между тактами, которое только в цифровой записи и возможно. Страшный гитарный "запил" - а потом полное отсутствие звука. После этого я могу поставить Иегуди Менухина и послушать, как он сопит, играя Баха. У меня нет аппаратуры Hi-End, она мне и не нужна - я слушаю свою жизнь. Мне странно, что я прожил больше лет, чем те, с кем я работаю, чем те, кто ко мне приходят. Иногда они у меня спрашивают какие-то советы. Что я могу им ответить? Просто стараюсь им объяснить, что не стоит всегда учиться на собственных ошибках. Но не могу на этом настаивать. Я сам никогда никого не слушался.

Интересуют ли меня "новые технологии"? Конечно. Я люблю нажимать на кнопки, искать новые возможности работы с компьютером. Но сейчас я почувствовал, что я уже все выдавил из оборудования, которое у меня есть. И не важно, что я не имею доступа к прототипам новейших программ, к подаркам от Билла Гейтса или корпорации Sony. Очень захотел бы - получил. Но того оснащения, которое у меня есть, более чем достаточно. На нем можно сделать все. Даже при помощи пиратских программ с Митинского рынка. Кстати, место фантастическое - настоящий cyberpunk. Я думаю, лет через пять там будут ходить персонажи с вживленными в задницу электродами, пулять друг в дружку из лазерных ружей и совершенно не понимать, где "виртуальная реальность", а где Тишинский рынок.

Так вот, я сперва был в восторге, что у себя дома на своем компьютере мог сделать что угодно с картинкой и звуком. Но меня до сих пор изумляет, что, работая с этой безразличной машиной, я не могу добиться потери качества. "Цифра" все делает идеальным. Но... "Разрешающая способность" электроники, эти пиксели, никуда не годится в сравнении с тем, что может сделать человек при помощи карандаша, пастели или масляных красок. Люди, занимающиеся искусством в электронике, делятся на две категории - "пользователи" и "инженеры". Первые по-честному и обычно бессмысленно используют имеющиеся программы, лепят в несколько слоев фильтры из "Фото-шопа", крутят туда-обратно трехмерную графику. Искусство не получается. Вторые пишут сами программы, тратят массу времени и энергии на изобретение чего-то невероятного, но искусство у них тоже куда-то улетучивается.

Поэтому я и решил поработать моим мозгом и душой и руками, не пользуясь "мышью". Я не знаю, вернее, не хочу настаивать, но по-моему - "разрешающая способность" оказалась выше.

Что я думаю о своей "русскости"? Меня кто-нибудь когда-нибудь обвинял в ксенофобии? Но понять, что может значить "русское искусство", мне необходимо. Что такое "народность"? Главное, у нас есть наша жизнь, мы только через нее можем понять телевизионные новости про голодающих эфиопских детей. Они умирают - мы вспоминаем про опричнину, голод в Поволжье или про Чечню. Эфиопские дети становятся нашими потому, что мы читали Пушкина. Не представляю, что я смог бы работать в какой-то "интернациональной" плоскости. Кому я там интересен? Себе уж точно нет. Кто в мире был бы мне интересен, если все там "болтают" на уродливом "WWW English", на нем ведь даже на рынке объясняться стыдно... Я ни в коем случае не считаю себя космополитом, поиски корней для меня - одно из важнейших занятий в моем творчестве.

Понять бы, что такое русское искусство.

 

© 2004-2005 by Sergey Shutov