Небесные силы железного города (2007)
Выставки: "Чертеж Сибири", VII Красноярская музейная биеннале, Красноярский музейный центр, Красноярск, 2007; "Русские мечты", Музей Басс, Майами-бич, 2008; "Необходимое и необязательное", Московский музей современного искусства, Москва, 2008-2009
Колючую проволоку (Barbed wire) изобрели амери
канские фермеры в 1874 году как дешевое средство
размечать территорию пастбищ. Производство про
волоки почти сразу стало измеряться шестизнач
ными цифрами (в футах), и если бы сейчас кто-то
сумел сосчитать выпущенную с тех пор колючую
проволоку, пришлось бы считать в единицах астро
номических, наматывая расстояния от Земли до
Солнца. По большей части за колючей проволокой
в ХХ веке вместо скота оказались люди – военно
обязанные, военнопленные, заключенные, интер
нированные, засекреченные… Во всех вариантах
использования колючая проволока – обозначение
земных границ.
В построенном заключенными ГУЛАГа и охраняемом
подразделениями Минобороны городе Железно
горске (одно из имен – Заколючинск) производят
оружейный плутоний и спутники. Спутники, а также
отходы их производства и производительные силы
и находятся под охраной. Естественно, с помощью
колючей проволоки. Шутов, посетивший Желез
ногорск с творческой экспедицией, использовал
колючую проволоку, как использовал бы «тушь-
перо» художник традиционный. «Колючкой», вы
зывающей у животных и людей генетический страх,
художник изобразил небесную продукцию закрытого
города – спутники и ракеты, переместив тем самым
границы земные в космос. Зарядив проволоку, в его
контексте почти что компьютерную wireframe, вместо
убийственного электротока мелодичным звоном
рингтонов, он сделал ее практически безвредной
и неопасной. Это и есть художественная диверсия.
Юрий Аввакумов |